Иногда я в интернете натыкаюсь на любопытные статьи, которое каждому стоит прочесть.
Добавлено (28.04.2011, 15:28) --------------------------------------------- Вот одна из излюбленных моих статей. Обязательно к прочтению для тех, кто будет поступать на филологический. Всем остальным - просто для интереса.
Ярослав Варганов
Как избавиться от разума за пять лет
Для чего в школе нужен такой предмет, как литература? Когда я был наивным абитуриентом и готовился подавать документы на филологический факультет Удмуртского государственного университета, мне казалось, что литература должна научить школьников спорить, вырабатывать своё мнение, задумываться о взаимосвязи исторических и культурных процессов, о том, справедливо ли устроено общество, о целях в жизни и о её смысле. Теперь, получив диплом по специальности «Филолог. Преподаватель», я понимаю, насколько тогда заблуждался. Литература, наоборот, должна в зародыше отбить у детей всякое желание мыслить. Она должна выхолащивать их суждения и оценки до безликих фраз «Тургенев учит нас любить родную природу» или «Мастерство Толстого состоит в его знании русской жизни». На уроках по этому предмету не должно быть никакого анализа, кроме выписывания предложений и целых абзацев из тонких книжек типа «Экзамен на 5. Весь Достоевский за 90 минут». Литература должна отбить тягу к любой критике и самостоятельности выводов.
Хотите знать, как этого можно добиться? Как превратить такой неподходящий для этого материал, как русская литература, в средство зомбификации детского сознания и атрофии любой мысли? Очень просто – мысль должна быть атрофирована у самого учителя, и чем раньше это произойдёт, тем лучше. Идеальный вариант – сделать его таким ещё на стадии формирования профессиональных качеств, то есть во время учёбы в университете. Для этого на филфаке Удмуртского госуниверситета разработан целый комплекс высокоэффективных мер. В их основе лежит чудодейственное средство для подавления разума, открытое ещё в Российской империи, – православие. Как известно, лучшие результаты оно даёт при одновременном приёме с ещё двумя лекарствами из разряда опиатов – самодержавием и народностью. Нормальное литературоведение в УдГУ заменено «православным», что даёт потрясающий эффект. Как конкретно это происходит?
Во-первых, в учебном плане появляются разные интересные дисциплины. К примеру, предмет под названием «Генезис божественной литургии». В его рамках даются знания по православной культуре, без которых, по мнению разработчиков курса, невозможно понять русскую классику. Для понимания классики, оказывается, нужно знать не только все детали церковной службы и виды икон, но и многие другие любопытные вещи. Например, то, что любая девушка, ходящая без пояса и с распущенными волосами (то есть примерно половина любой студенческой группы филфака), «творит блуд», что женщина создана именно из ребра, «потому что это единственная кость без мозга», что лучшие попадьи получаются как раз из выпускниц филфака, что все девушки, как «греховные существа», должны денно и нощно молиться за юношей-однокурсников – и так далее. Читатель может подумать, что автор статьи неостроумно шутит. Но я не шучу. Всё это я выслушивал раз в неделю в течение полугода. Особенно нас с однокурсниками ужасало то, что этот сексистский бред исходил из уст женщины. Если подумать о тех страданиях от осознания «греховности» своей женской природы, которые она должна испытывать каждый день, становится странным, как ей удалось сохранить хоть какие-то крупицы рассудка! Зачёт по этому предмету тоже проходил очень забавно – в форме заполнения треб (записки с именами умерших или заболевших родственников, которые прихожане оставляют священнику, чтобы он после упомянул их в ходе службы). После росписи в зачётках юноши получили в подарок псалтыри, а девушки – напоминание, что за юношей надо каждый день молиться.
Конечно, всё расписание заполнить такими предметами не удастся. Но это и не нужно! В действительности, вторая применяемая на ижевском филфаке стратегия является гораздо более простой и действенной. Нужно делать вид, что читаешь нормальный предмет, а вместо него читать всё то же «православное литературоведение». Приведу такой характерный пример. История русской литературы последней трети XIX века – это, как вы понимаете, ключевой в плане получения профессиональных знаний курс для учителя-словесника. Здесь и Толстой, и Достоевский, и Чехов – три основных автора, которых школьники изучают в десятом классе. Казалось бы, самое логичное – рассмотреть особенности их творчества как можно более подробно. Однако пропитанный православным духом профессор предпочёл «альтернативный» подход. Он заявил, что вышеупомянутые классики пишут «о больных людях» и что в их творчестве «нет настоящей русской духовности». Одним словом, преподаватель всегда может подойти к своему курсу творчески, заменив одни темы другими. Поэтому изучали мы главным образом авторов «с русской духовностью» – например, Лескова, Аксаковых или Мельникова-Печерского. Ну ладно, Лесков есть в школьном курсе литературы, пусть и не в том объёме, который пришлось осилить нам. Но Мельниковым-Печерским, слава богу, школьников не мучают. Хотя это была бы самая действенная мера, чтобы раз и навсегда отбить у них вредную привычку читать. Изучая две дилогии Мельникова-Печерского «На горах» и «В лесах» (совокупным объёмом 1700 страниц), мы испытывали нестерпимые муки, знакомые только студенту-филологу. Стиль Мельникова-Печерского был ужасен, через каждый абзац приходилось пробираться, как через дебри амазонской сельвы. Не менее ужасен был сюжет, достойный по абсурдности лучших ситкомов телеканала СТС. Надо сказать, что главные герои – купцы-старообрядцы – были типичными носителями буржуазной идеологии, с такими характерными чертами, как уважение к частной собственности и неприкосновенности бизнес-тайны, поэтому большого нравственного здоровья нам с однокурсниками в этих образах обнаружить не удалось. Бытовая устроенность и желание соответствовать в своём поведении мещанской морали явно заботили их сильнее, чем религиозные поиски.
Я не знаю, как обстоит дело с «православностью» в преподавании литературы в других вузах. Можно предположить, что где-то лучше, где-то на том же уровне, но хуже уже вряд ли может быть. Понятно, что многие моменты возможны только на периферии, а не в столичном университете. Постоянно проводятся разного рода православные литературоведческие конференции, где «православные учёные» «обмениваются опытом». На последнюю такую конференцию в УдГУ (14-16 ноября 2008 г.) приехала не только солидная делегация священников в «парадной форме», требовавших от студентов поклонов и целования рук, но и профессора из практически всех ведущих вузов страны (МГУ, СПбГУ, РГГУ и др.), а также из Института русской литературы. Поэтому филологи ни в одном из университетов и пединститутов нашей родины не должны спать спокойно: в любом из них, в духе модных веяний, может завестись православный литературовед. А как показывает печальный опыт УдГУ, такой преподаватель чересчур быстро начинает вести себя, как кукушонок в чужом гнезде. Если это профессор, да ещё и завкафедрой, он выживает со своей территории открыто несогласных, а остальные с истинно православным смирением начинают блюсти вместе с начальством пост и перекраивать собственный предмет в угоду религии.
Конечно, самое страшное в этой ситуации не то, что студенты слушают про выгоды «карьеры» попадьи или читают Мельникова-Печерского. Самое страшное – то, что происходит при этом с их сознанием. Иностранные преподаватели, работающие на филфаке УдГУ, отмечают, как сложно принимать экзамен у русских студентов. Нет, не из-за языкового барьера. Наши студенты привычно пересказывают лекцию и испуганно замолкают при попытке преподавателя задать любой вопрос, предполагающий самостоятельность мышления. Они просто боятся, что их точка зрения может не совпасть с мнением экзаменатора, и предпочитают отмолчаться или дождаться намёка. Это происходит из-за того, что их с первого курса наказывали за попытку выразить на экзамене хоть какие-то зачатки собственной позиции. Это наказуемо – с чем-то поспорить, привести аргументы в пользу своей точки зрения. И очень быстро большинство будущих учителей литературы обнаружило, что так гораздо удобнее. Не нужно читать тома критики и стремиться к самостоятельному разбору текста. Нужно просто объяснить, что «боговдохновенного» мы можем найти в этом конкретном рассказе, а на остальных компонентах анализа (композиции, хронотопе, системе образов и так далее) останавливаться уже не нужно. Так мы вместо развития студентов получаем их деградацию. Особенно это заметно по тем несчастным, которые пошли писать курсовые к самым главным поборникам православия. Девочки начинают потихоньку увеличивать длину юбок, перестают носить джинсы, а свободное от учёбы время отдают пению в каком-нибудь церковном хоре.
«Почему вы отказываете девушкам в праве выбора?» – может спросить меня какой-нибудь представитель широких взглядов. Лучше носить юбку в пол, чем опасное для здоровья при наших зимах мини, а пение в хоре – хорошая альтернатива гламурным клубам. Но дело в том, что как раз этим девушкам отказано в праве выбора! У них не было собственной внутренней работы, они просто некритично восприняли поступавшую им информацию. Православная пропаганда наиболее сильно действует на самых слабых студентов. В основном это девочки-троечницы из деревень и маленьких городков – скромные, тихие, воспитанные семьёй в православном духе. Главная проблема состоит не в самом православном литературоведении – не помешал же Закон Божий, в конце концов, в царской империи возникнуть поколению атеистов-революционеров. Проблема в том, почему у студентов нет отторжения. Вот ведь парадокс: Интернет даёт колоссальные возможности, информация свободна и доступна – но ей не пользуются.
Более того. Проблема ещё и в том, почему нет отторжения у преподавателей. Я далёк от мысли, что во всём виновата группа «плохих», «некомпетентных» преподавателей и что, если бы они ушли с факультета, уровень науки поднялся бы у нас до небес. Они, конечно, ужасающе некомпетентны, и невозможно отрицать меру их личной ответственности, но дело не в этом. Очевидно, что они вовсе не генераторы идей, а просто трансляторы, то есть такие же жертвы сложившейся системы, как и страдающие от них студенты. Таким образом, у нас складывается целая цепочка: преподаватели – студенты – школьники, суть которой в том, что остатки разума и способность к критическому мышлению предельно редуцированы ещё на первом этапе, но на каждом следующем степень вытеснения нормального знания и способности к анализу возрастает. То есть преподаватели осознают хоть что-то, студенты – почти ничего, а школьники – ничего абсолютно.
Как же так получилось, что преподаватель, вскормленный ещё советской системой образования, у которой было много недостатков, но никак не религиозный обскурантизм, оказался настолько подвержен влиянию? Тут можно приводить разные аргументы. Например, говорить о том, что филологи, в силу своей погружённости в текст, вообще зачастую оторваны от реальности и ими легче манипулировать. Опять же, если в курсе литературы можно лёгким движением руки заменить одного писателя другим, то в курс гидравлики или гистологии вставить измышления о том, что перед проведением замеров или взятием ткани на анализ надо как следует помолиться, вряд ли удастся: мы просто получим профнепригодного инженера или педиатра. С точки зрения государства, инженер и педиатр должны выполнять свою функцию – строить и лечить. А учитель должен выполнять свою – воспитывать лояльных государству граждан. Вырабатывать эту лояльность помогает идеология, и религия тут – хорошее подспорье. Как известно, бытие определяет сознание, поэтому сознание нашей интеллигенции вполне соответствует экономическому базису. В отличие от советского времени, в котором православные литературоведы получили образование и начинали свою карьеру и которое теперь принято у них открыто ненавидеть, сейчас у большинства населения нет ни ощущения полезности своего труда, ни уверенности в будущем. Нет их и у «интеллектуальной элиты». Поэтому, ощущая вакуум, она сама легко поддаётся идеологической обработке.
Представления об «ответственности интеллигенции перед народом», её просветительском долге кажутся в провинции безнадёжно устаревшими. У преподавателя нет никакого осознания ответственности за то, что он говорит студентам, а у вчерашнего студента и сегодняшнего пришедшего в школу молодого специалиста нет никакого осознания ответственности за то, что он говорит ученикам. Слишком мало денег им тут платят, чтобы было время задумываться о каком-то там долге.
Конечно, в любой системе всегда будут исключения. И у меня были вполне самостоятельно мыслившие однокурсники, но – единицы. Были и несогласные с таким положением вещей преподаватели. Однако система работает так, что их медленно выживают православно добродетельные коллеги. На соседнем (этажом выше) историческом факультете УдГУ, где, кстати, на кафедре политологии работает предмет зависти всех филологических дам – настоящий батюшка-настоятель, разрабатывают методику внедрения в неокрепшие умы двух других, помимо православия, важных ингредиентов идеологического коктейля – самодержавия и народности. При выверенной рецептуре эффект, очевидно, может превзойти все ожидания. Главное – смешивать, но не взбалтывать.
Март 2009 г.
Добавлено (28.04.2011, 16:03) --------------------------------------------- Теперь немного юмора. статья из Луркоморья про Эйяф... Эфлайа... Ну про вулкан из Исландии.
Eyjafjallajökull (Эйяфьядлайёкюдль, неправильно Эйяфьятлайокудль, рас. рус. какэтоблядьчитается?) — вулкан в Исландии, с древнего викинговского переводится как «ОстровГораЛёд» (надмозг. Остров горных ледников). Известен тем, что ВНЕЗАПНО включился в 2010 году, надолго выключив при этом авиасообщение почти во всей Европе, кроме некоторых южных стран, Гренландии и ВНЕЗАПНО самой Исландии.
Вулканологи затрудняются назвать точную причину извержения, есть несколько рабочих версий.
Версии
Исландцы
Quote
«Положите 30 миллиардов Евро в мусорный контейнер у посольства Исландии сегодня ночью, тогда мы выключим вулкан! Не звоните в полицию.» — Из анонимной записки
Это сделали викинги исландцы, в отместку за то, что их хотели анально покарать британцы и голландцы, за то, что те, в свою очередь, сп****ли у них деньги. Хотя исландцы утверждают, что они не п****ли, а организовали банк АйсСаве, куда британцы с голландцами сами принесли свои деньги. Исландцы же просто закрыли банк, что в принципе не противоречит практике, хотя и вызывало некоторое раздражение у клиентов.
В подтверждение этой версии говорит то, что вулкан не остановил авиасообщение в Рейкьявике, так как ветер дует строго в сторону Британии и Голландии — основных вкладчиков АйсСэйва.
Русские Это сделал Путин, осуществляя свой очередной хитрый план:
Фаза 1 — напустить туман под Смоленском. Если вкратце, то ляхи летели в Катынь, чтобы почтить память польских офицеров, расстрелянных лично Сталиным. Но на подлете ВНЕЗАПНО возник густой туман, и самолёт налетел на расовую русскую берёзу. В результате, около сотни высокопоставленных пшеко-чиновников (включая президента с женой) оказались единовременно выпилены в /dev/null.
Фаза 2 — напустить вулканическую пыль на Европу. Поляки решили устроить пышные похороны своему анально покаранному лидеру, пригласив кучу гламурного пипла (Обама, Меркель, принц Уэльский и т. д.). Путин и КГ почуяли ахтунг, ибо: «какого *уя, мы выиграли матч, а всё внимание сиськастых блондиночек опять уйдёт им?». «А вот *уй им пышные похороны», — решил Путин и запустил сабж. И таки некоторые из приглашённых отменили визит, побоявшись за свои гламурные задницы. В результате чего и без того распухшие анусы пшеков испытали ещё больший butthurt. Однако есть и другие средства передвижения — лучший друг Леха, Ющенко, прокатился до Польши на автомобиле.
В пользу этой версии говорит также тот факт, что одно из предыдущих извержений было в то время, когда Сусанин вёл польские экскурсии в костромских болотах. А сам Шмеле не побоялся стать героем и благополучно добрался на банкет, воспользовавшись самолётом, что может свидетельствовать о том, что вулканический пепел оснащён системой распознавания «свой-чужой».
Фаза 3 — предложить забетонировать вулкан всего за 900 000 000 $.
Реконкиста Поцреоты типа лёлика-ножика или аудитория Авантюриста уверены, что вулкан это часть реконкисты. Что такое реконкиста, они не знают, но слово очень красивое, потому этим словом они называют то, чего не понимают, но жопой чувствуют. Вменяемого объяснения, как вулкан может помочь той стране расплатиться с долгами у них нет, что прекрасно вписывается во всю остальную *уету, в которую они верят. Что в свою очередь доказывает, что Вулкан — часть плана реконкисты.
Джобс Вулкан придумал Стив Джобс. Третьего апреля Apple начала продажи своего нового гаджета iPad. Продажи стартовали совсем не так, как в прошлый раз было с айфоном. А что может быть лучше для продаж, чем сотни тысяч скучающих пассажиров? Им как раз нужна какая-нибудь *уета, чтобы занять руки, желательно на долгоиграющих батареях и с Wi-Fi. Таким образом, айпад идеально подходит для ёбли в терминалах аэропортов.
В пользу этой версии говорит также рекламный сюжет про норвежского премьер-министра Стултенберга, который был показан по CNN. Сначала Стултенберг был показан сидячим с айпадом, потом премьер сказал, что айпад — это очень хороший быдлогаджет.
Чёрные археологи Какая-то сволочь свалившись с лодки на рыбалке подобрала на дне реки золотое колечко. Простое такое, без видимых украшений и надписей.
Евреи Вулкан запустили евреи. Эта версия доказательств не требует.
Природные процессы Эта версия не рассматривается вулканологами, так как её вероятность КРАЙНЕ мала.
Чем грозит Помимо уже упомянутых убытков авиакомпаний и тысяч задержанных пассажиров в аэропортах, весьма вероятны следующие последствия:
- Вулканический пепел снижает прозрачность атмосферы для солнечных лучей, в результате чего средняя глобальная температура может снизиться на ближайшие несколько лет. Сторонники глобального потепления негодуют! PROFIT!!! - В ближайшие несколько лет нас ожидают шикарные закаты и рассветы — вулканический пепел при низком солнце создаёт серебристое сияние над горизонтом. Красиво, ё*т! - Водопроводная вода воняет и неприятна на вкус… В смысле, больше чем обычно… nevermind - Изобретут новые воздушные транспортные средства, ибо если Эйяфьядлайёкюдль продолжит пыхтеть, то использовать нынешние самолёты будет проблематично. На худой конец модифицируют турбореактивный двигатель (к слову, поршневой авиации вулканическая пыль не страшна — тут и дирижабли Медведева придутся как раз). - Народ с самолётов пересядет на поезда. Железнодорожные маньяки ликуют. - Если кто не заметил, во время извержения скучные не-британские ученые, доставали до предела скучные таблицы наблюдений за последние 500 лет, и напоминали - каждое извержение вулкана сопровождавшееся большим выбросом пепла приводило к сильным изменениям в атмосферных потоках на год-два-три во всем мире, что в свою очередь может вызывать сильную жару и засуху в одних регионах, непривычно большое количество осадков и похолодание в других. Ученым никто не верил, однако ж так оно и вышло.
Добавлено (29.04.2011, 15:36) --------------------------------------------- Следующий текст - отрывок из Википедии про княгиню Ольгу. Конкретно - про её месть древлянам.
Месть древлянам
Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:
1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
Quote
« И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.. »
2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней. 3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян. 4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В ПВЛ летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.
Никогда не говори правду, если и ложь подойдёт.
Сообщение отредактировал Звeздохвост - Четверг, 28.04.2011, 16:04
Ещё одна статья на серьёзную тему. Финансовые пирамиды.
Одним из отличительных признаков российской капиталистической действительности являются возникающие время от времени скандалы с т.н. «финансовыми пирамидами». Предприимчивые деятели наживаются, пользуясь легковерием граждан, их беспочвенной надежде на «легкие деньги». Скороспелые фирмы обещают людям заоблачно высокие проценты на вложенные деньги, однако в какой-то момент эти фирмы испаряются вместе с деньгами тех, кто поверил лживым посулам.
Казалось бы, мошеннический характер подобных «бизнесменов» должен был стать ясным для всех здравомыслящих людей еще в середине 1990-х гг., когда лопнуло ряд крупных пирамид, наиболее знаменитой из которых было АО «МММ» Сергея Мавроди. Агрессивная рекламная кампания, шедшая в течение нескольких лет по российскому телевидению привела к тому, что в МММ свои деньги вложили, по некоторым оценкам, около 15 млн. россиян. Имя главного персонажа рекламных роликов МММ, Лени Голубкова, до сих пор является нарицательным.
Неизбежное банкротство фирмы, таким образом, стало бедствием для десятков миллионов людей. Сам же господин Мавроди зарабатывал в 1993 – 94 г., до банкротства компании, в одной только Москве порядка 50 млн. $ в день. Однако когда МММ рухнуло, многие из обманутых вкладчиков продолжали верить мошеннику Мавроди, заявлявшему, что обогатить всех россиян ему не дали российские власти, «искусственно разрушившее» его фирму. В результате Мавроди даже побывал депутатом Государственной Думы, а митинги в его защиту собирали в Москве тысячи людей.
Многие наши сограждане, увы, ничему не научились за все эти годы. И последователи Мавроди продолжают действовать в нашей стране, обворовывая наивных людей.
Не является здесь исключением и Пермский край. Недавно в ЦК Российской коммунистической рабочей партии начали поступать письма от жертв подобной аферы из Пермского края. Фирма, обманувшая людей, носила название «Кредитно-потребительское общество «Ковчег» (КПО «Ковчег»). Как и положено всем капиталистическим делягам, организаторы «Ковчега» действовали цинично и бесстыдно. Мошенники открыли офисы в 8 городах Пермского края (города Чернушка, Кунгур, Лысьва, Пермь, Березники, Чусовой, Верещагино, Краснокамск) с целью сбора денег с населения. Соблазняя возможностью получить прибавку к пенсии, они обобрали до нитки пенсионеров, инвалидов и малоимущих, то есть ту категорию граждан, которую сейчас принято называть социально незащищенными. Кто-то внёс деньги, которые копил на жильё, лечение, операцию. Не побрезговали мошенники и «гробовыми» – тем, что человек в старости откладывает сам на свои похороны. – пишут жертвы «Ковчега». Таких обманутых людей, поверивших в бесплатный сыр «Ковчега», набралось 3500. В общей сложности они потеряли 27 млн.
Как и многие «респектабельные» капиталисты, поводом для грабежа организаторы «Ковчега» избрали начало мирового кризиса капиталистической экономики. «В ноябре 2008 г. «Ковчег» начал закрывать свои офисы во всех городах Пермского края, объясняя это финансовым кризисом. Выплату денежных средств полностью перекрыли, и с конца 2008 г. ни один пайщик не получил ни копейки. Не выдают даже на похороны. А ведь пошёл шквал инсультов, параличей, инфарктов, и родственники умерших стариков влезают в долги, чтобы предать их земле по-человечески. По цинизму совершенного преступления этих негодяев можно сравнить с нацистами, вырывавшими золотые коронки и зубы у трупов».
Можно понять эмоции ограбленных людей, сравнивающих этих мошенников с фашистскими преступниками. Однако есть одно важное «но». В отличие от узников концлагерей, жертвы «Ковчега» отдали свои деньги добровольно, надеясь на легкие доходы. Почему же, живя уже 20 лет при капитализме, они не поняли известную истину про сыр и мышеловку?
Не чужды жертвы «Ковчега» и наивной вере в доброго царя, который «всегда поможет».
«От бессилия и от незащищенности воем навзрыд, жить не хочется. Лелеяли надежду на непосредственное вмешательство В.В. Путина и Д.А. Медведева, думали, им-то под силу разобраться с творящимся в Пермском крае беззаконием. Но никак не можем донести до них свою беду» – пишут ограбленные, не сознавая, что организаторы пирамид не могли бы прокручивать свои мошеннические «операции» без наличия у них покровителей на самом верху. Да и кроме того, любая власть может ответить им: вы отдавали деньги добровольно? Так чего же вы хотите?
Жертвы Ковчега в отчаянии готовы на самые радикальные акции протеста, которые в условиях их малочисленности не могут иметь успеха. «Чтобы привлечь к себе внимание, мы проводили акцию по перекрытию железнодорожной ветки Москва – Екатеринбург. Нам за это посулили тюрьму. Хотели к 65 –летию Победы перекрыть федеральную трассу Пермь – Екатеринбург; так нас чуть заживо не втоптали в землю». Если бы на подобные действия шли массы трудящихся, поднявшиеся на борьбу за свои интересы, то это могло бы испугать власть, и она была бы вынуждена удовлетворить требования протестующих. Но усилий немногочисленных доведенных до отчаяния людей для этого, увы, недостаточно.
Поэтому, скорее всего, вернуть украденное, люди, поверившие «Ковчегу», не смогут. Вряд ли поможет ли им и последняя надежда – Страсбургский суд.
Несмотря на то, что подобные факты многочисленны и общеизвестны, тем не новые «пирамиды» появляются постоянно. Кроме того, фактически по принципу «пирамид» построены и различные сетевые компании. Точно также число желающих купить в какой-то момент снижается до нуля, и люди теряют свои деньги. И тем не менее и в нашей стране, и в мире огромное количество участников сетевого маркетинга. Мировой сетевой бизнес оценивается приблизительно в 150—200 млрд долл.
Массовое наивное доверие к подобного рода мошенничествам вызвано во многом невежеством людей, их непониманием сути капитализма. В России это усугубляется тем, что наш капитализм еще молодой и очень многие граждане до сих пор не разобрались в его сущности. На рубеже 1980-90-х гг. вся массированная идеологическая кампания по внедрению идеи о реставрации капитализма шла у нас под лозунгом «быстрого обогащения». Топорная советская пропаганда хрущевско-брежневских времен не смогла этому ничего противопоставить, а ничего иного большинство жителей СССР к тому времени уже не помнило. Вера в пирамиды, в возможность, не работая, разом сказочно обогатиться получила широкое распространение как часть надежд на сладкую жизнь при капитализме. Это явление имело абсурдные формы даже с точки зрения западного буржуазного обывателя, который, наученный многолетним опытом жизни при капитализме,хорошо осознает, что огромные проценты на вклады в условиях развала экономики – это нереально. Однако вчерашние советские граждане такого опыта не имели, поэтому верили и в МММ, и в «Хопер-Инвест», и в другие фирмы-обманки, обещавшие, что «за вас будут работать ваши деньги». Появление буржуазных собственников, «новых русских», обогатившихся на разграблении советской экономики, только укрепляло обывателей в уверенности, что при капитализме «богатым стать может каждый». Поэтому когда наиболее передовая, идейная часть действительно СОВЕТСКИХ людей звала народ на бой, шла под дубинки ОМОНа, погибала в октябре 1993 г. у Верховного Совета, расстрелянного из танков, вкладчикам различных МММ и их родственникам не было дела до этого. Они были искренне убеждены, что капитализм их сейчас, может, и грабит, но потом сказочно обогатит. Многие из них даже искренне радовались ельцинскому перевороту, после которого «цены на ваучеры выросли». Ведь пресловутая приватизация была тоже не более, чем «пирамидой», таким же наглым обманом, грабежом страны «новыми русскими». Кроме того, ельцинское правительство в середине 1990-х организовало собственную государственную пирамиду «Государственных краткосрочных обязательств». В нее также поверили миллионы, позже расплатившиеся за это потерей своих вкладов в дефолт августа 1998 г.
В настоящий момент ушли в прошлое многие из деляг 1990-х годов. Однако на смену им пришли другие подобные. И вновь обыватели верят в различные «ковчеги», обещающие увести их в капиталистический рай. По своему невежеству, мещанской ограниченности не понимая, что при капитализме рай может быть только для кучки «избранных». Обогащение одних при капитализме всегда имеет обратную сторону – обнищания других, причем вторые всегда гораздо более многочисленные. Поэтому все пирамиды кончаются одинаково – основные сливки снимают организаторы и их приближенные, кое-что перепадает отдельным везунчикам из числа вкладчиков, вовремя забравшим свои деньги, а основная масса остается ни с чем, зачастую теряя последнее.
Различного рода мошенники исчезнут из нашей жизни только тогда, когда трудящиеся поймут, что капиталистический строй весь стоит на «пирамиде». Что при нем происходит ежедневное ограбление в форме эксплуатации рабочей силы. Капитализм давно уже исчерпал свои созидательные возможности для развития человечества и превратился в тормоз, задерживающий это развитие. Одним из признаков его разложения и является распространение различных «пирамид». Мошенники, наживающиеся на людской наивности, делающие деньги «из воздуха» чувствуют себя при этом строе вольготно. Они являются его органической частью, имея прикрытие во властных структурах.
А заодно «пирамиды» являются средством отвлечения легковерной части тружеников от классовой борьбы. Используя невежество обывателей, деляги при поддержке властей продолжают внушать труженикам, что при капитализме возможно легкое обогащение. Человек, попавшийся на эту удочку, за социалистическую революцию бороться не будет, и буржуазный режим хорошо это понимает. Будучи ограбленным, человек, конечно, готов протестовать, но жертвы афер разрозненны, и добиться этим они ничего не могут. К тому же более умудренными жизнью трудящимися они воспринимаются как «сами виноватые». К чему, увы, есть основания.
Разоблачение подобных мошенничеств, исчезновение иллюзий у трудящихся по поводу обогащения при капитализме – это необходимый элемент в развитии классового сознания, превращение пролетариата в класс, способный покончить с капиталистическим порядком и осуществлять строительство коммунистического общества. И учиться приходится в том числе на печальном примере жертв собственной наивности, подобных жителям Пермского края – вкладчикам «Ковчега».