Остров Советов
Приветствую Вас, Гость Воскресенье, 06.10.2024, 04:35
0

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Модератор форума: Redstar  
Мировая история живописи
СильфидаДата: Пятница, 27.04.2012, 16:51 | Сообщение # 46
Нежность солнечного света
Группа: Модераторы
Сообщений: 5566
Сумрачная_Луна, спасибо

Бывшая Киса.

Моя пещера
История живописи/История театра
Помощь в регистрации
 
КувшинкаДата: Суббота, 28.04.2012, 07:43 | Сообщение # 47
Участник Советов. Писатель, фотограф
Группа: Участники Советов
Сообщений: 1183
Сильфида, не за что=)

 
ФинеасДата: Четверг, 12.07.2012, 11:21 | Сообщение # 48
Всевидящий Око
Лингвист.
Группа: Участники Советов
Сообщений: 4821
Очень интересная и познавательная тема, открыла для себя много нового, поддерживаю!


Жми.
 
СильфидаДата: Пятница, 03.08.2012, 23:12 | Сообщение # 49
Нежность солнечного света
Группа: Модераторы
Сообщений: 5566
Финеас, огромное спасибо!

Античное искусство. Древняя Греция


Античность – самый крупный период в истории европейской цивилизации, растянувшийся на 3,5 тыс. лет. Многие ученые относят начало античности ко времени образования первых государств на острове Крит в Средиземном море. Концом античности принято считать 476 год, когда под натиском варваров пала Западная Римская империя.
Термин "античность" возник в эпоху Возрождения после открытия учеными-гуманистами памятников древней культуры. С тех пор античность составляет неотъемлемую часть культуры всех европейских стран.
В эпоху античности произошел необыкновенный расцвет культуры, это была поистине великая эпоха. Недаром многие ученые и философы считали античность золотым веком.
Уже в Древней Греции виды искусства были тщательно квалифицированы.
До нас дошло огромное количество памятников античной культуры. На протяжении многих веков они служили и служат сейчас источником вдохновения для художников, писателей, композиторов.

Главные идеи античного искусства – доброта и воспевание человеческой красоты, силы, ума.
Корни древнегреческой культуры уходят в прошлое. Искусство достигло высокого расцвета ещё в III тыс. до н.э. на островах Эгейского моря и на побережье Малой Азии. Начиная с XXX в. до н.э. сложилась критская культура, а позже – микенская. Критскую и микенскую культуру обозначают словом эгейская. До наших дней сохранился Кносский дворец, стены которого украшало множество фресок с изображением дворцовой жизни. Именно в Кноссе обнаружены пейзажные фрески с птицами и животными.

Кносский дворец снаружи

Кносский дворец

Фреска с изображением подводного мира. Прекрасно сохранилась. Фигуры дельфинов и рыб четко очерчены и ярко раскрашены, что придает всей фреске декоративность.


Действо с быком.
Тонкие, изящные фигуры людей, затеявших опасную игру, резко контрастируют с мощным, огромным быком.
Сверкающие краски создают ощущение простора и радости. Яркая фреска до сих пор не поблекла.


Сцены из жизни животных часто появляются в критской живописи. В центре композиции – птица, написанная сильно, энергично, яркими красками. Тонкие голубоватые растения завершают общую утонченность фрески.


У женщины на фреске прозвище "Парижанка". Почему парижанка? Так назвал открывший ее археолог Эванс. Вероятно, красота изображенной вызвала ассоциации с француженками.

Фреска под названием "Царь-жрец".
Это – легендарный критский царь Минос.

Для эгейской живописи характерно отсутствие прямых линий – все живые существа запечатлены в движении. Людей изображали в профиль. Тело женщины критские художники обозначали белой краской, мужчины – красной. Основной цвет критских и микенских фресок – красно-оранжевый. От них веет солнцем, теплом, спокойствием.

О критской скульптуре известно мало, ведь Крит – древнейшая цивилизация. Однако некоторые критские статуи сохранились.

Мраморная статуя из храма египетских богов. Зевс-Серапис изображен как Плутон, хозяин подземного мира. Рядом трехголовый Цербер (180-190гг до Р.Х.).


Глиняные фигуры в виде птицы, быка и козы, 2600-1900 лет до Р.Х., минойская цивилизация, додворцовый период.

Образцов декоративно-прикладного искусства того времени, к сожалению, осталось мало. Но по оставшимся произведениям можно судить об этом виде изобразительного искусства.


Стеклянный алабастрон. II—I вв. до н. э. Вазописец – Пасиад, выдающийся художник того времени

Алабастрон (вытянутый или грушеобразный сосуд цилиндрической формы с округлым дном) предназначался для благовоний.
Алабастроны были найдены на острове Крит.

Древнегреческое искусство разделяется на периоды:
1. Геометрический период (в основном представлен вазописью)
2. Архаический период
3. Классический период
4. Эллинистический период
Эллинские вазы первоначально отличались незамысловатыми украшениями – различными геометрическими орнаментами и фигурами. Часто повторявшиеся узоры наносились на вазы сверху донизу. Этот стиль получил название "геометрический".

Протогеометрическая амфора, около 975—950 гг. до н. э. Изготовлена в Афинах. Коллекция Британского музея


Протогеометрическая ваза

Одним из ведущих художников был известный вазописец Ротьерс (VIII в. до н.э.). Для его росписей характерен сравнительно узкий круг орнаментов, из фигурных мотивов повторяются изображения животных, цветы.


Ротьерс. Мелосский кратер. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва.
Происхождение: Остров Мелос, Греция. Третья четверть VIII в. до н.э. Глина, черный, местами коричневатый лак. Высота 40,5.

Со временем определенный сюжет, становясь главным, начинал занимать большую площадь на поверхности сосуда, прочие внесюжетные элементы уступали ему место. Появились вазы коврового стиля. Свое название они получили благодаря тому, что что характер заполнения рисунка напоминает ковер: главный сюжет – в центре, остальные – равномерно распределены по поверхности сосуда.

Ваза коврового стиля
Все чаще встречаются на вазах изображения богов и сцены сражений, эпизоды гомеровского эпоса и фигуры различных животных: быки и олени, кабаны и горные козлы, орлы и водяные птицы, львы и пантеры.

Геометрика получила распространение в VIII – VII вв. до н.э., а ковровый стиль – в VII – VI вв. до н.э. (переход в позднюю архаику). Начиная с середины VI в. вазы приобрели новый вид: они полностью покрывались оранжево-красным лаком, по которому черной краской рисовались фигуры, а потом по ним процарапывались крупные и четкие контуры. Такие вазы назывались чернофигурными. Самая знаменитая чернофигурная ваза Франсуа официально именуется кратер Клития и Эрготима. Клитий и Эрготим – имена мастеров, создавших сосуд (их сохранившиеся подписи процарапаны на вазе). Эрготим был гончаром, Клитий – живописцем.

Кратер Клития и Эрготима (ваза Франсуа). Около 570 г. до н.э.
Кратер представляет собой замечательное произведение искусства: на пяти ярусах росписи запечатлены разные мифологические сцены (битва лапифов с кентаврами, каллидонская охота, перенос тела Ахилла и др.). На центральной изображена торжественная процессия на свадьбе Пелея и Фетиды. Сравнение этой росписи с эгейскими фресками позволяет говорить о крупных достижениях в живописи: фигуры более динамичные, в них больше живости. Колесница с вазы Франсуа напоминает колеса на повозке микенских всадниц.


Изображение петуха на коринфской чернофигурной амфоре Ок. 575—550 гг. до н. э. Лувр


Геракл и амазонки


Аттическая чернофигурная амфора. Геракл и Герион. Ок. 540 г. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен


Динос неизвестного аттического мастера. Ок. 540 г. до н. э. Лувр

Примечание: динос – это крупный сосуд для питья, керамический или металлический.

В стиле чернофигурной живописи работал в 550—510 гг. до н. э. в Афинах известный вазописец Амасис. Он – один из самых талантливых мастеров Древней Греции.
В ранних его работах фигуры людей угловаты и вытянуты – так было принято традиционными канонами. Но вскоре на смену старым правилам пришла мягкость. Амасис сумел вдохнуть жизнь в свои изображения. Он обогатил существующие формы изображения новыми композициями. Образы людей в его живописи лучатся энергией.

Ольпа работы Амасиса. Лувр.

Примечание: ольпа – древнегреческий кувшин для хранения благовонных масел и вина.

Другие известные работы Амасиса:

Фигуры динамичны и изящны. Яркий фон придает произведению особую выразительность.





Афина и Посейдон. Их фигуры грациозны и оживлены: в них нет статичности.


Геракл на Олимпе

Также одним из талантливейших художников чернофигурной живописи был Эксекий, творивший в 550—530 гг. до н. э.. В отличие от многих других мастеров он начал свой творческий путь гончаром. Эксекий творчески использовал опыт предыдущих поколений вазописцев восточной Греции. Его работы оказывали огромное влияние на следующие поколения мастеров.
Эксекий открыл новые возможности художественного решения. Благодаря ему чернофигурная вазопись поднялась на более высокую ступень. Он сумел вдохнуть в чёрные фигуры новизну и оригинальность.
Эксекий — первый вазописец, который изобразил не результат действия, а подготовку к нему. Его фигуры отличаются особой глубиной.
Если старые вазописцы изображали людей как кукол, а Амасис сумел сделать их живыми людьми, то Эксекий сделал людей богами. В центре его искусства стояли люди, их чувства, духовный мир. Таким образом, Эксекий предвосхитил классическое искусство.
Самые известные работы великого мастера:

Самоубийство Аякса, Городской музей. Болонья
На этой знаменитой амфоре герой Троянской войны Аякс изображен при подготовке к поступку, а не после него, как это делали прежде. Эксекий сумел отразить чувства, решительность, отчаяние героя.

Другая известная работа Эксекия – "Чаша с глазами" или "Дионис в ладье". Она получила такое название за изображение магических глаз на оборотной стороне.


Чаша «Дионис в ладье». Государственное античное собрание. Мюнхен
На этой чаше изображён бог Дионис, который как настоящий кутила возлежит в ладье. На его божественную принадлежность указывает символ Диониса — растущая вдоль мачты виноградная лоза. Белое пятно паруса контрастирует с темными фигурами, придавая чаше своеобразную декоративность.

Ещё одна известная работа Эксекия – "Аякс и Ахилл за настольной игрой между боями".

Художник явно интересовался событиями Троянской войны. Герои данной сцены спокойны, сосредоточены, сконцентрированы на игре. Характеры переданы максимально отточенными средствами. Жесты, мимика выписаны с большим мастерством.

Также знаменита амфора Эксекия "Ахилл, убивающий Пенфесилию"

Согласно легенде, Пенфесилия была царицей амазонок, пришедших на помощь троянцам. Погибла в схватке с Ахиллом. Ахилл был очарован красотой мертвой Пенфесилии, что вызвало насмешки Терсита, тут же на месте убитого Ахиллом.
На данной амфоре темные, резкие очертания фигуры Ахилла контрастирует с женственностью и плавностью белой фигуры Пенфесилии.

Также знаменитым мастером чернофигурной вазописи был Лидос. Его творчество приходится на период с 560 по 530 гг. до н. э. Люди на работах Лидоса раскрашены, как у Амасиса, и излучают достоинство, как фигуры Эксекия.
Известных подписанных работ Лидоса две. Одна из них – сохранившийся не полностью динос. На нем изображена битва, на боковых фризах – животные.
Другим известным произведением Лидоса является хранящийся в настоящее время в Музее Метрополитен кратер-колонетта. Интерес для вазописца представляет прежде всего отражение жестикуляции героев. При этом мастер отказывается от прописывания второстепенных деталей, подчеркивая главное.


Данная работа Лидоса необыкновенно мастерски выполнена. Четкие и изящные контуры, сдержанная величавость фигур придают росписи сбалансированность, утонченность и абсолютную законченность.


Особенностью этой работы Лидоса является детальность проработки изображения и применение красок. Изображения зверей великолепны.

Другие работы Лидоса:



Разумеется, мастеров, работавших в стиле чернофигурной вазописи, было гораздо больше. Но в одной статье невозможно рассказать про всех. Поэтому перейдем к следующему этапу развития вазописи – краснофигурному стилю.

Краснофигурная вазопись — одна из наиболее известных техник древнегреческой вазописи. Она появилась приблизительно в 530 г. до н. э. в Афинах и просуществовала вплоть до конца IV в. до н. э. Она вытеснила господствующую до этого чернофигурную вазопись.
Краснофигурная вазопись имела значительные преимущества перед чернофигурной. В чернофигурном стиле люди изображались, словно тени, а краснофигурные изображения стали динамичнее и жизненнее. Краснофигурная техника позволяла лучше передать глубину и пространство. Появилась возможность изображать людей не только в профиль.

Основоположником краснофигурной вазописи считается Андокид. Его творчество приходится на период 530—510 гг. до н. э. Настоящее имя вазописца не сохранилось в истории. Своё «служебное» имя он получил по имени гончара Андокида, который оставил свою подпись на пяти сосудах, расписанных безымянным вазописцем.

Ваза работы Андокида из коллекции Лувра.
Фигуры на вазе тщательно проработаны и реалистичны. Мягкие плавные контуры, динамичность придают изображению жизненность.


Амфора-билингва работы Андокида, краснофигурная сторона: Пирующий Геракл. Государственное античное собрание. Мюнхен
Примечание: билингва – ваза, расписанная сразу в двух стилях: на одной стороне – в краснофигурном, на другом – в чернофигурном.

Андокид писал на мифологические темы. По мнению И. Вегартнера его работы «полны наивного, радостного шарма».

Также известным мастером, работавшим в краснофигурном стиле, был Дурис. Его творчество приходится на середину V в. до н. э. Он славился своими батальными сценами.

Чаша с изображением Фетиды и Пелея. Ок. 490 г. до н. э. Париж

Известные работы Дуриса:







Выразительно переданы чувства героев – отточенными и строгими средствами.

Одним из самых лучших мастеров краснофигурной вазописи был Евфимид, вазописец конца VI — начала V в. до н. э. из Афин. Известно, что он соперничал с другим известным вазописцем — Ефронием. На одной из своих ваз Евфимид оставил подпись: «Евфимид, сын Полиаса, нарисовал это, как это никогда не умел Ефроний».
Известные произведения:
• Амфора с изображением двух молодых женщин, преследующих юношу, укравшего их подругу. Государственное античное собрание. Мюнхен
• Амфора с изображением танцующего гуляки. Государственное античное собрание. Мюнхен
Росписи Евфимида отличаются гармоничной композицией, умением передать живые, выразительные движения и утонченной красотой рисунка.

Работы Евфимида:






Евфимид был замечательным вазописцем, необыкновенно талантливым.

Наряду с Евфронием и Евфимидом важнейшим представителем вазописи был Финтий. Работал он в конце 6 века до н. э. Его работы несколько старомодны по сравнению с работами современников. Финтий использовал некоторые приемы чернофигурного стиля. Тематика изображаемых вазописцем сцен чрезвычайно богата и разнообразна. Он обращался как к бытовым, так и к мифологическим сценам.
Самая известная работа Финтия:

Гидрия со сценой ритуального шествия. Государственное античное собрание.

Помимо чернофигурной и краснофигурной вазописи было множество других стилей, не столь масштабных.

Собственно живопись не была так развита, как вазопись. Знаменитым художником был Апеллес, живший прим. 370 — 306 гг. до н. э. – древнегреческий живописец, друг Александра Великого. Его живопись отличается нежностью красок, и в то же время точностью рисунка.

Биография Апеллеса
Своё первоначальное художественное образование Апеллес получил в Эфесе, в Ионической школе, которая отличалась мягкостью рисунка и нежностью колорита; впоследствии он отправился в Сикион, где поступил в школу Памфила, и вполне усвоил особенности, сикионской живописи, стремившейся к законченности и точности рисунка. Во времена Филиппа II он поселился в Пелле в Македонии, и здесь то, вероятно, зародилась та тесная дружба его с Александром Великим.
Его своеобразный гений особенно блестяще проявился в изображениях Афродиты, Харит и других богинь юности и красоты. Наиболее славится его картина Афродиты Анадиомены, на которой богиня выходит из моря и выжимает свои влажные волосы, а также изображение Артемиды с её охотничьей свитой. Но и в изображениях героев Апеллес достиг такого же совершенства. Особенно часто изображал он Александра Великого и его славных полководцев. Знаменитейшая из картин этого рода хранилась в храме Дианы в Эфесе и изображала Александра Великого с молнией в руках.
Умер он в признании современников как первый художник Эллады.
Античные писатели донесли до нас отрывочные истории из жизни художника, обращая в основном внимание на занимательные анекдоты и творчество Апеллеса. Годы его жизни можно оценить из следующих фактов: Апеллес оказался при дворе Филиппа II видимо после смерти Памфила (ок. 350 до н. э.), то есть должен был родиться до 370 до н. э., чтобы стать признанным мастером к тому времени. Затем отмечен факт его пребывания при царе Птолемее, то есть в районе 306 до н. э.. Этот диапазон и считается годами жизни художника.

Следующую картину мне Мутрик разрешила выставить. Так что не ругайтесь на меня, это великое искусство.

[cut=Афродита Анадиомена][/cut]

• Картина художника «Афродита Анадиомена». Богиня выжимает волосы, и падающие капли воды вуалью серебрятся вокруг её тела. За творение для храма Эскулапия на Косе по слухам заплачено 100 талантов. Позднее император Август перевез его в Рим. Картина начала разрушаться, и император Нерон заменил её копией художника Дорофея. Древнеримский поэт Овидий восклицал:
Если б Венеру свою Апеллес не выставил людям —
Все бы скрывалась она в пенной морской глубине.
К сожалению, картины Апеллеса почти не сохранились.
Другим известным художником был Зевксис. Зевксис (420--ъ380 годы до н. э.) был родом из Гераклеи на Сицилии, учился у Аполлодора в Афинах, а затем открыл свою школу в Эфесе Славу ему принесла картина «Елена», которую жители Агригента предназначили в дар святилищу Геры Лакинии. Затем он перебрался в Афины, где его учение сравнивается с доктриной софистов, поскольку он призывает творить искусство ради искусства. Здесь он написал и другие картины, из которых ценители особенно выделяли «Эрота в венке из роз», «Семейство кентавров» и «Пана». Зевксис имел много учеников и последователей. Желая помочь ученикам понять прекрасное в жизни и в искусстве, он, как и многие художники Древней Греции, старался найти и установить идеал и канон красоты. Создавал канон красоты Зевксис не на основе фантазии и представления, а опираясь на изучение натуры.
Много усовершенствований внес Зевксис в методику построения изображения формы предметов средствами светотени. Благодаря глубокому знанию законов природы, техники и технологии изобразительного искусства, Зевксис приобрел огромную славу. За свои картины он получал огромные деньги и накопил колоссальное состояние. На склоне лет он даже перестал работать за деньги и дарил свои произведения царям и городам, заявляя, что его картины превосходят всякую цену. Вел он роскошную жизнь.
Картин я пока не нашла. Возможно, они не сохранились.
Также знаменитым художником был Павзий. Павзий (около 390—330 гг. до н. э.) — древнегреческий живописец, родом из Сикиона, современник Апеллеса, ученик Памфила.
Павзий писал преимущественно фигуры детей и животных, а также цветы. Первый стал расписывать потолки орнаментами, цветами и отдельными фигурами. По преданию, он усовершенствовал живопись на воске. Живописец гордился своим умением закончить любую картину всего за 24 часа. Его самая известная работа называлась «Жертвоприношение быков», и была дополнена его сыном Аристолаосом. В театре Помпея в Риме, имелось изображение этой картины Павзия. Некоторые настенные росписи Павзия упомянуты Павсанием в его «Описаниях Эллады».


 
СильфидаДата: Пятница, 03.08.2012, 23:14 | Сообщение # 50
Нежность солнечного света
Группа: Модераторы
Сообщений: 5566
Наибольших успехов греки достигли в скульптуре. Скульптура отличается
совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использовали мрамор,
бронзу, дерево или применяли смешанную технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки выполняли на слоновой кости.Виды скульптуры разнообразны: рельеф (плоская скульптура), мелкая пластика, круглая скульптура. Образцы ранней круглой скульптуры еще далеки от совершенства, они грубоваты, статичны.
В основном это куросы — мужские фигуры и коры — женские фигуры. Отличительной особенностью ранних скульптур является так называемая архаическая улыбка, созданная для придания статуям большей живости.

Курос из Паросского Асклепиона, Лувр.

Курос из храма Аполлона Птооса в Беотии

«Хиосская кора», скульптор Архермос, ок. 520-510 до н.э., Музей Афинского Акрополя

«Кора в пеплосе», ок. 530 г. до н.э., Музей Афинского Акрополя
Одна из известнейших кор. Великолепно сохранилась, утрачена лишь кисть одной руки. Несмотря на спокойную и торжественную позу коры, в ней ощущается жизнь, радостный трепет молодости. Это ощущение передается одухотворенностью и красотой лица. Взгляд статуи обрел мягкую лиричность и человечность. Нежная улыбка, играющая на губах девушки, усиливает ощущение живого обаяния.

Дама из Оксера, с. VII в. до н. э. Высота: 65 см Лувр, Париж


Одна из самых знаменитых кор. К сожалению, утрачены руки от локтей и ноги. Зато хорошо сохранился торс и голова, обрамленная сложной прической. Хотя кора была изображена идущей, ее тело, строго выпрямленное, застыло в неподвижности. Плечи девушки симметричны, голова поставлена прямо, она плотно охвачена ниспадающими на грудь прядями волос. Параллельные складки одежды, хотя и создают тон¬кую игру света и тени на поверхности скульпту¬ры, еще больше подкрепляют ощущение скованности фигуры. Голова коры вылеплена крупными массами: лоб, сильно выдающиеся скулы, чуть растянутый в легкой полуулыбке рот. Фигура коры торжественна и церемонна.
Однако статуя отличается от древнеегипетских скульптур. В ней чувствуется жизнь. Это ощущение достигается благодаря гибкости тела коры, легким складкам одежды и изысканной красоте лица. Взгляд коры приобрел поразительную реалистичность, нежное ощущение девичьей грации.
В отличие от своих аналогов противоположного пола — куросов, обнаженными коры никогда не изображались. Они отличались хорошо проработанной причёской, одеждой.
Постепенно фигуры кор становятся более крепкими и реальными, а беззаботная улыбка сменяется более строгим выражением лица.
Вскоре древнегреческая скульптура начинает обретать динамику и реализм. С лиц исчезает архаическая улыбка.
Наступает классическая эпоха – время расцвета древнегреческой скульптуры. Наряду с изображениями богов и мифологических сюжетов особое значение приобретают статуи атлетов – воинов, прекрасных и доблестных людей и граждан, способных защищать свой родной город.
В классическую эпоху творили многие замечательные мастера.
Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.) древнегреческий скульптор периода ранней классики, работы которого известны лишь по упоминаниям древних авторов. Сохранилось несколько римских копий его работ («Мальчик, вынимающий занозу» (Рим, Палаццо консерваторов), «Гиацинт» (Эрмитаж) и др.). Из сохранившихся греческих статуй Пифагору Регийскому приписывают найденную в Дельфах знаменитую бронзовую статую «Возничий».
Родился на острове Самос, впоследствии переселился в Регий в южной Италии. Около 470—450 до н. э. Пифагор Регийский создал несколько бронзовых статуй атлетов-победителей Олимпийских и Дельфийских игр. Кроме того, известно, что Пифагору принадлежали статуи «Аполлон Пифоноубийца», «Похищение Европы», «Этеокл», «Полиник» и «Раненый Филоктет».
Одна из древнеримских копий его работ:

Мальчик, извлекающий занозу, ок. 50 г. до н. э. Spinario бронза. Высота: 73 см. Капитолийские музеи, Рим
Великим скульптором Древней Греции был Мирон.
Ми́рон — греческий скульптор середины V в. до н. э. из Елевфер, на границе Аттики и Беотии. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (конец VI — начало V в.). Древние характеризуют его как величайшего реалиста и знатока анатомии. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. Наиболее знаменитое его произведение «Дискобол», атлет, намеревающийся пустить диск.
В честь Мирона назван кратер на Меркурии.

Дискобол.
В этой скульптуре замечательно передано движение. Сжав диск в правой руке, обнаженный юноша наклонился вперед. Рука с диском отведена назад до предела. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит на далекое расстояние. Все тело юноши пронизано захватившим его движением.
Впились в землю пальцы правой ноги, которая служит опорой телу, резко обозначились напряженные мускулы, и, словно тугой лук, согнуты руки. Новаторство Мирона заключалось в том, что он одним из первых мастеров греческого искусства сумел передать в скульптуре ощущение движения. В позе «Дискобола» как бы слиты несколько последовательных движений: размах, мгновенная остановка перед броском и намек на сам бросок. Эта поза не является точным повторением какого-то одного момента в движении атлета. Правдивое впечатление движения в искусстве Мирона складывается благодаря единству простых и легко воспринимаемых жестов, которые передают различные моменты реально движущейся фигуры.
Фигура «Дискобола» передает огромное внутреннее напряжение. Она словно пронизана жизнью – это уже не статичные и застывшие фигуры.

Другие известные работы Мирона:


Мирон был талантливейшим скульптором, и, несомненно, поднял скульптуру на новый уровень.
Также одним из величайших скульпторов был Поликле́т Ста́рший. Работал он в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры. Скульптор любил изображать атлетов в состоянии покоя. Поликлет первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Его скульптурам свойственна живость и естественность. Самое знаменитое произведение Поликлета — «Дорифор» (Копьеносец) (450—440 до н. э.), изображающее обнаженного атлета с копьем. Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы. Иногда эту статую также называли «Канон Поликлета», даже предполагали, что Поликлет исполнил статую для того, чтобы другие пользовались ею как образцом.
Другие известные работы Поликлета:
• «Диадумен» («Юноша, повязывающий повязку»). Около 420—410 до н. э.
• «Раненая амазонка», 440—430 до н. э.
• Колоссальная статуя Геры в Аргосе. Была выполнена в хрисоэлефантинной технике и воспринималась как пандан Зевсу Олимпийскому Фидия.
• «Дискофор» («Юноша, держащий диск»). Не путать с «Дискоболом» Мирона.
• «Апоксиомен».
Скульптуры были утрачены и известны по сохранившимся древнеримским копиям.

Раненая амазонка, статуя, занявшая первое место на знаменитом конкурсе скульпторов для храма Артемиды Эфесской, была создана в 440-430 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.
Поликлет исполнил знаменитую статую раненой амазонки, которую заказали для храма Артемиды жители города Эфеса, почитавшие амазонок как основательниц своего города. В конкурсе на создание статуи амазонки участвовали Поликлет, Фидий, Кресилай, Фрадмон и Кидон. Примечательно, что все изваяния были настолько хороши, что греки решили поручить самим скульпторам определить лучшее. Каждый сначала назвал созданную им статую, но после своей указал амазонку Поликлета, которому комиссия и присудила первый приз.

Величайшим скульптором был Пракситель.
Пракси́тель (др.-греч. Πραξιτέλης) — древнегреческий скульптор IV века до н. э. Родился в Афинах около 390 года до н.э. Возможно, Пракситель – сын и ученик Кефисодота Старшего. Пракситель работал в родном городе в 370–330 гг. до н.э., а в 350–330 гг. до н.э. ваял также в Мантинее и в Малой Азии. Его произведения, в основном в мраморе, известны главным образом по римским копиям и свидетельствам античных авторов.
Предполагаемый автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом» и «Аполлон, убивающий ящерицу». Большинство работ Праксителя известно по римским копиям или по описаниям античных авторов. Скульптуры Праксителя раскрашивал афинский художник Никий.
Одной из самых известных его скульптур является Афродита Книдская.[cut=Примечание] Если что, я спрашивала разрешения выставлять фотографию этой великой греческой скульптуры. Поэтому не сердитесь[/cut]

Афродита Книдская. Римская копия

Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты - в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.
Другие скульптуры Праксителя:

Отдыхающий сатир. Деталь.
"Отдыхающий сатир", мраморная скульптура, выполненная Праксителем. Копии хранятся в Капитолийском музее (Рим) и Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Прекрасный юноша, отдыхая, непринужденно облокотился о ствол дерева. Тонкая моделировка, как и мягко скользящие по поверхности тела тени, создают ощущение дыхания, трепета жизни. Наброшенная через плечо шкура рыси своими тяжелыми складками и грубой фактурой оттеняет необычайную жизненность, теплоту тела.

«Голова Кауфмана», Лувр.
В честь Праксителя назван кратер на Меркурии.
Пракситель был великим скульптором и внес огромный вклад в древнегреческую культуру.

Величайшим скульптором был Фидий. Фидий (греч. Φειδίας, ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) — древнегреческий скульптор и архитектор
Биографические сведения о Фидии сравнительно скудны. Сын Хармида. Вероятно, место рождения — Афины, время рождения — вскоре после битвы при Марафоне.
Кроме Афин при Кимоне и Перикле, Фидий работал также в Платеях, Дельфах и Олимпии. Павсаний сообщает, что мастерская Фидия в Олимпии находилась за Альтисом (священный участок с храмом Зевса). В V в. н. э. это здание было переделано в церковь, которая сохранилась до сих пор. Раскопки подтвердили сообщение Павсания.

Творчество
Неясно, кто был его учителем в скульптурном ремесле. Называются имена Гегия (Афины), Агелада (Аргос) и Полигнота.
Греческое классическое искусство достигло своего высшего расцвета в середине V в. до н. э. Целая плеяда скульпторов и живописцев первой половины V в. до н. э. и среди них старшие современники Фидия, знаменитые ваятели Пифагор Регийский, Мирон и другие, утверждали в своем творчестве новый истинно греческий художественный стиль. Изображая воина или атлета, мифологического героя или божество, и Пифагор, и Мирон создавали образы человека - живого, красивого, подвижного и сильного. Но и этим талантливым мастерам, и их современникам еще не удалось достичь раскрытия внутреннего мира человека, его чувств и переживаний. Только Фидий сумел вдохнуть в образы классической красоты полнокровную жизнь, показать большую духовную силу человека, его достоинство, ярко охарактеризовать каждого героя, создать грандиозные динамические композиции, полные глубокого внутреннего смысла. Этот великий художник завершил искания своих предшественников, сделал новый большой шаг в развитии реалистического искусства, заняв первенствующее положение среди мастеров своего времени.
Известные произведения:
• Статуя Зевса Олимпийского. Не сохранилась, известна по описаниям. Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 м, ширина - 28 м, а высота внутреннего помещения была около 20 м. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду - золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл.
• "Афина Парфенос" (Афина Варвакион) - знаменитая древнегреческая скульптура работы Фидия. Время создания 447-438 годы до н. э. Не сохранилась, известна по копиям и описаниям. Её копией считается римская мраморная статуя.
Статуя была выполнена в хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость). Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает ее так: "Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает ее во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у нее на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке - копье. В ногах у нее лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно - Эрихтоний".
Шлем богини имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней - борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. База была украшена историей с Пандорой. На мраморных копиях руку богини с Никой поддерживает столб, существовал ли он в оригинале - предмет многочисленных дискуссий. Ника кажется крошечной, в действительности ее высота составляла 2 метра.

"Афина Парфенос". Римская копия
• "Раненая Амазонка", статуя, занявшая второе место на знаменитом конкурсе скульпторов для храма Артемиды Эфесской, была создана в 440-430 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.

"Раненая Амазонка", римская копия
• "Афина Лемния" (Лемносская Афина)

«Афина Лемния». Реконструкция. Дрезден, Скульптурное собрание
Фидий — один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства.
В честь Фидия назван кратер на Меркурии.
Величайшим скульптором эпохи поздней классики был Лисипп.
Лисипп – древнегреческий скульптор, родился в Сикионе (Пелопоннес). В античности утверждали (Плиний Старший), что Лисиппом создано 1500 статуй. Даже если это преувеличение, очевидно, что Лисипп был чрезвычайно плодовитым и разносторонним художником. Основную массу его произведений составляли преимущественно бронзовые статуи, изображающие богов, Геракла, атлетов и других современников, а также лошадей и собак.
Среди современного ему искусства работы Лисиппа выделялись натурализмом (особенно при передаче волос и глаз), а также несколько удлинёнными пропорциями.
Известные работы:

"Отдыхающий Гермес", скульптура, выполненная Лисиппом. Не сохранилась. Известна по римской копии, хранящейся в национальном археологическом музее Неаполя.

"Геракл, борющийся со львом", бронзовая скульптурная группа, выполненная Лисиппом. Не сохранилась. Уничтожена в 1204 году крестоносцами, пустившими ее на монеты. Стояла на разделительном барьере константинопольского ипподрома. Изображается первый подвиг Геракла - удушение Немейского льва, борьба Геракла со львом. Мраморная копия хранится в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург.

Скульптурный портрет Александра Македонского (римская копия)

Скульптурный портрет Сократа (римская копия)

Скульптурный портрет Аристотеля (римская копия)
В честь Лисиппа назван кратер на Меркурии.

Огромных успехов греки добились в архитектуре.
Важнейшей задачей архитектуры у греков, было строительство храмов. Греческие храмы вовсе не подавляли: наоборот, они были приветливыми и светлыми. Если верить Павзанию, первоначально храмы строились из дерева. Потом их стали сооружать из камня, однако, сохранились некоторые элементы и приёмы деревянного зодчества.
Основные периоды греческой архитектуры:
Архаический период (VII до н. э. до времён Солона (590 до н. э.))
Ранне-классический период (590 до н. э. — 470 до н. э.)
Классический период (470 до н. э. — 338 до н. э.)
Период эллинизма (338 до н. э. — 180 до н. э.)

О древнейшем периоде эллинского зодчества — эпохе архаики, охватывающей VII — VI вв. до н. э., мы можем судить почти исключительно по постройкам культового назначения, так как от этого времени до нас дошли, главным образом, храмы и сокровищницы. Архитектура зданий первоначально отличалась простотой, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм.
Обратимся к рассмотрению древнейшего из дошедших до нас памятников: храма Геры в Олимпии, сооруженного в начале VII в. до н. э. и дающего нам представление о начальной фазе развития эллинского зодчества.
Храм представлял собой сильно вытянутое здание длиной в 49 и шириной в 17 м. С фасадных сторон храма было по шести, с длинных — по шестнадцати колонн.
Стены храма были сложены из кирпича-сырца и стояли на каменном цоколе. Колонны первоначально были деревянными. Со временем колонны ветшали и постепенно заменялись каменными, исполненными в стиле того времени, к которому относилась заново вытесанная колонна. Еще в эпоху Павсания (II в. н. э.) одна из колонн храма была деревянной. Перекрытие было из дерева, крыша была выстлана глиняной черепицей и украшена большими (2,25 м в диаметре) терракотой. Храм Геры представляет собой тот тип постройки со стенами из сырца и деревянными колоннами и перекрытием, дальнейшим развитием которого является каменный храм.
В настоящее время от здания храма сохранились лишь основание с массивным ортостатом и нижняя часть колонн. Некоторые части находятся в археологическом музее.

Храм Геры.

В Ольвии (древнегреческая колония на Бугском лимане) во время раскопок 1903 г. была найдена, а в 1926 г. дополнительно расчищена относящаяся к концу VII в. кладка, состоявшая из двух рядов камня, на которых лежало несколько слоев сырцовых кирпичей. Здание, к которому принадлежала эта стена, до сего времени, к сожалению, осталось недоисследованным.
Один из наиболее значительных храмов архаического периода — храм Аполлона в Коринфе (вторая половина VI в. до н. э.) — располагался в центре города.

Храм Аполлона в Коринфе. Он представлял собой вытянутое здание, имевшее в длину 51 м, а в ширину 19 м. Вдоль узких сторон храма было по шести, а вдоль длинных — по пятнадцати колонн. Семь колонн Коринфского храма стоят до сего времени, а на пяти из них сохранилось перекрытие.
Подушкообразные украшения колонн отличаются большой припухлостью, что еще более подчеркивает колоссальную тяжесть, которую несут колонны.
Такие же сочные, раздутые формы мы находим и в других разделах прикладного искусства, например в керамике того же времени. Отметим, что в дальнейшем процессе развития искусства формы колонны станут более сухими, стройными и легкими.
Его колонны в древности были покрыты прекрасной тонкой штукатуркой и раскрашены. Приземистые колонны, высеченные из пористого известняка, сильно сужались в верхней части. Эпоха архаики была временем монументальной пластики.


Храм Геры в Пестуме, 510-500 гг. до н.э.

Одним из известнейших храмов является Храм Артемиды в Эфесе.
Храм Артемиды в Эфесе — одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Сельчук на юге провинции Измир, Турция). Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке разрушен готами.
Культ Артемиды в Эфесе возводился к временам полумифического Андрокла. В архаическую эпоху на месте будущего знаменитого храма последовательно существовали три святилища:
• VIII века до н. э.
• середины VII века до н. э.
• небольшой храм с двумя колоннами перед входом площадью в 16 * 31 м.
В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз (на базах колонн храма сохранились две его надписи.
В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась.
Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.
Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом.
В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Вид на руины храма
В классическую эпоху древнегреческое искусство достигло своего апогея.
Одним из самых известных классических храмов был храм Афины (Афайи).
Храм Афайи находился на холме в 13 километрах восточнее столицы Эгины и был построен около 500 года до н. э. на месте более старого храма. В 1812 году его статуи, украшавшие портик, были куплены баварским наследным принцем Людвигом (будущим королём Баварии Людвигом I) и с тех пор находятся в мюнхенской Глиптотеке.
Археологические раскопки в храме Афайи проводились вплоть до 1988 года.

Храм Афины (Афайи) на острове Эгина
Величайший храм и памятник архитектуры – знаменитый Парфенон.
Парфено́н— памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах.
Парфенон выглядит идеальным, гармоничным сооружением.
Стены храма сложены из мраморных блоков и облицованы гладко отполированными мраморными плитами. Из мрамора изготовлены колонны, карниз и фронтоны храма, а также богатое скульптурное убранство Парфенона. Несохранившаяся кровля храма была деревянной.

Парфенон по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики.
Ещё один знаменитый храм – храм Посейдона в Пестуме (около середины V в).

Храм Посейдона в Пестуме. Величественное, торжественное, и в то же время не подавляющее своей архитектурой здание.
Одним из самых почитаемых храмов у древних греков был Храм Зевса в Олимпии.
Храм Зевса — один из самых почитаемых храмов Древней Греции. Служил центром архитектурного ансамбля древней Олимпии и был посвящён верховному олимпийскому богу Зевсу.
Храм Зевса Олимпийского воплощал в себе один из лучших образцов греческого храма. К сожалению, он очень сильно разрушен. Но по сохранившимся фрагментам можно представить себе, каким грандиозным было это здание.
Всякий вступавший в храм оказывался в окруженном парными колоннами преддверии, пол которого украшали мозаики из цветной речной гальки. Отсюда широкий дверной проем вел в святилище, где стояла знаменитая статуя Зевса Олимпийского — одно из семи чудес Древного мира.

Руины храма Зевса Олимпийского
Этот храм не следует путать с Олимпейоном.
Олимпейо́н, храм Зевса Олимпийского — самый большой во всей Греции храм, строившийся с VI века до н. э. до II века н. э.; располагается в Афинах в 500 метрах к юго-востоку от Акрополя и около 700 метров южнее центра Афин, площади Синтагма.
Согласно легенде храм был построен на месте святилища мифического Девкалиона, праотца греческого народа.

Развалины Олимпейона.
В настоящее время у храма уцелел один угол, состоящий из 14 колонн, увенчанных коринфскими капителями, 2 отдельно стоящие колонны и одна поваленная.
Также известным храмом был Асклепио́н.
Асклепио́н — один из самых знаменитых храмов Пергама (сейчас на территории Турции), посвящен культу Асклепия — бога врачевания. Колонны асклепиона, украшенные змеями, стали символом медицины.

Асклепио́н
Храм был построен в начале IV века до н.э. и первоначально находился во владении горожанина Архиаса, последователя культа Асклепия. Во время правления Эвмена II (правил в 197-159 до н. э.) храм стал государственным достоянием. Свой современный вид храм приобрёл во время правления Антония Пия (86-161). Раскопки показали, что до этого храм пережил ещё несколько переустройств, например в эпоху эллинизма.

Сохранились не только храмы, но и театры. Самым крупным и хорошо сохранившимся древнегреческим театром является театр в Эпида́вре.
Теа́тр в Эпида́вре наиболее хорошо сохранившийся из древнегреческих театров, действующий и при этом выделяющийся исключительной акустикой и эстетикой.
Античный театр был построен между 340 г. до н. э. и 330 г. до н. э. архитектором Поликлетом Младшим из города Аргос. Древний театр вмещал больше 15000 человек.

Древний театр был открыт после раскопок, которые провёл археолог Панагис Кавадиас под эгидой Афинского Археологического Общества в период 1870—1926 годов.
Несколько лет спустя, в 1938 году театр принял первый после археологических работ спектакль.
С 1955 года проводится театральный фестиваль в Эпидавре, каждое лето демонстрирующий постановки на сцене античного театра.
Включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Конечно, в одной статье не расскажешь обо всех известных памятниках древнегреческого искусства. Культурное наследие Древней Греции огромно. Величайшие произведения, созданные в то время, продолжают восхищать нас и поныне.




Сообщение отредактировал Сильфида - Пятница, 28.12.2012, 18:21
 
СильфидаДата: Вторник, 11.09.2012, 19:38 | Сообщение # 51
Группа: Гости





Когда будет свободное время, про Древний Рим напишу

 
СильфидаДата: Четверг, 20.09.2012, 15:38 | Сообщение # 52
Нежность солнечного света
Группа: Модераторы
Сообщений: 5566
Пока нет времени совсем.. Кстати, никто не комментирует последнюю статью, обидно -_-

Бывшая Киса.

Моя пещера
История живописи/История театра
Помощь в регистрации
 
СильфидаДата: Суббота, 03.11.2012, 14:09 | Сообщение # 53
Нежность солнечного света
Группа: Модераторы
Сообщений: 5566
Остролапика, спасибо. Не историей, искусством

Бывшая Киса.

Моя пещера
История живописи/История театра
Помощь в регистрации
 
ЧистозубкаДата: Воскресенье, 25.11.2012, 22:31 | Сообщение # 54
Группа: Гости





Очень интересная и познавательная тема! Ты молодец, что делаешь ее так качественно! Наверное, невозможно увлекаться искусством без истории, тут все взаимосвязано;)

 
СильфидаДата: Понедельник, 26.11.2012, 17:10 | Сообщение # 55
Нежность солнечного света
Группа: Модераторы
Сообщений: 5566
Чистозубка, спасибо. У меня всё-таки не просто история со всякими скучными сражениями и походами, а история искусства)

Бывшая Киса.

Моя пещера
История живописи/История театра
Помощь в регистрации
 
ГостьДата: Пятница, 28.12.2012, 18:13 | Сообщение # 56
Группа: Гости





У вас ошибка. Фотография под которой вы написали "Храм Цереры" - таковым не является, это храм Геры в Пестуме, 510-500 гг. до н.э., пример раннеклассического ордера.
Исправьте пожалуйста.


 
СильфидаДата: Пятница, 28.12.2012, 18:18 | Сообщение # 57
Нежность солнечного света
Группа: Модераторы
Сообщений: 5566
Гость, спасибо. Исправила. Прошу прощения за ошибку, в архитектуре я разбираюсь намного хуже, чем в живописи

Бывшая Киса.

Моя пещера
История живописи/История театра
Помощь в регистрации


Сообщение отредактировал Сильфида - Пятница, 28.12.2012, 18:20
 
ЛисохвосткаДата: Воскресенье, 05.05.2013, 00:48 | Сообщение # 58
вся в шопинге
Группа: Участники Советов
Сообщений: 300
Вы всё об Античности говорите?

Добавлено (05.05.2013, 00:47)
---------------------------------------------
Я просто в худошку хожу а там урок Истории исскуств и мы проходим позднее возрождение.

Добавлено (05.05.2013, 00:48)
---------------------------------------------
Я просто в худошку хожу а там урок Истории исскуств и мы проходим позднее возрождение.


Арт © Белозвездка
.num кЭт захватит ПОЕЗД!!11



Я на «Книге Фанфиков»
 
СильфидаДата: Воскресенье, 05.05.2013, 13:15 | Сообщение # 59
Нежность солнечного света
Группа: Модераторы
Сообщений: 5566
Лисохвостка, рада за тебя. Да, об античности, ибо я не робот, чтобы строчить статьи, которые никому не нужны.

Бывшая Киса.

Моя пещера
История живописи/История театра
Помощь в регистрации
 
КукушкаДата: Четверг, 25.07.2013, 20:17 | Сообщение # 60
Участник Советов. Художник, писатель
Группа: Участники Советов
Сообщений: 19
Сильфида, Ахах, в художке фактически такие же материалы давали. На последних уроках у нас была иконопись ><
Может помочь чем нибудь? За три года столько записанных лекций завалялось - рада была бы поделиться) Иногда, информация из википедии бывает тяжёлой для чтения, и нам на лекциях давали упрощённые варианты, ибо для экзаменов нужно было зубрить Т_т




Сообщение отредактировал Кукушка - Четверг, 25.07.2013, 20:21
 
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Поиск:

Яндекс.Метрика

Коты-Воители, Знамение Звезд, Эрин Хантер, Остров Советов, Красная Звезда, Перламутровая, форум, творчество, общение, КВ ЗЗ
Шапка © Прометей
Copyright Красная Звезда© 2009-2024
Вверх Вниз
Конструктор сайтов - uCoz