Остров Советов
Приветствую Вас, Гость Воскресенье, 06.10.2024, 04:57
0

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Модератор форума: Redstar  
Мировая история живописи
СильфидаДата: Четверг, 08.03.2012, 21:43 | Сообщение # 1
Нежность солнечного света
Группа: Модераторы
Сообщений: 5566
Всем здравствуйте. В этой теме я буду выставлять историю мировой живописи, а также репродукции известных картин. Про самых великих художников и самые известные жанры буду создавать отдельные темы. У меня много эксклюзивных книг про искусство( из них и взята информация), и я хочу поделиться этим добром с Островом.
Это – далеко не единственная тема из тех, которые я планирую создать.
Примечание: заголовки я выделила крупным шрифтом, а ключевые слова и комментарии к картинкам - курсивом

И первая статья...
Первобытное искусство

Первобытное искусство известно с незапамятных времён. В нём выделяют пещерную живопись и скульптуру. Оно сумело отразить представления древних людей о мире. Помимо реалистической живописи в пещерном искусстве существовали схематические знаки, геометрические формы.
Когда же и как зародилось великое искусство древнейших предков? В нескольких пещерах, где около 100 тыс. лет назад обитали древние люди — неандертальцы, археологи нашли камни с пятнами краски, а также кучки камней, явно разложенных симметрично, в какой-то системе. Очевидно, первые люди, еще не рисовавшие и не лепившие, были неравнодушны к определенным сочетаниям красок.
Первобытные рисунки вызывают неподдельное восхищение своей яркостью, динамикой и экспрессивностью. В эпоху палеолита чаще всего древние люди изображали животных: быков, оленей, диких лошадей, медведей.
В развитии пещерного искусства выделяется несколько крупных периодов.
Первый период (примерно с XXX тыс. лет до н.э.) – когда поверхность внутри контура рисунка заполнялась чёрной или красной краской. Именно тогда делались первые попытки с помощью изменения силы тона и густоты краски передать глубину. Тело животных изображалось в профиль, а копыта и рога – в фас.
Во втором периоде (примерно с XVIII по XV тыс. лет до н.э.) большое внимание уделено деталям: косыми параллельными штрихами изображалась шерсть, вводились дополнительные цвета (обычно оттенки красной и жёлтой охры) для пятен на шкуре животных. Изменилась линия контура, она становилась то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры. Абрисы фигур животных становились выразительнее.
В третьем периоде (XII тыс. лет до н.э.) пещерное искусство достигло своей вершины. Живописные "полотна" занимали всю поверхность сводов самых глубоких пещер – Альтамиры, Монтеспан и др. Живопись этого периода достигла большого реализма благодаря объему и перспективе, гармоничному построению фигур, применению разноцветных красок и передаче движения. На одних рисунках олени грациозны и важны, на других – мчатся в паническом страхе. Лошади всюду изображены в летящем галопе.
Древние художники явно научились схватывать динамику движения, передавать мгновенно меняющиеся позы, присущие тем или иным животным. Однако уже в конце этого периода изображение утратило непосредственность восприятия. Живопись постепенно теряла объемность.
В четвертом периоде усилилась стилизация. Пятый отмечен отсутствием реалистических изображений. Искусство пещерной живописи как бы возвратилось к тому, с чего оно начиналось. Стены пещер покрывались беспорядочными переплетениями линий, рядами точек, неясными схематическими знаками.


Фрагмент палеолитической живописи, изображающий бизонов. Исполнено с необыкновенной экспрессией и точностью деталей. Краски сохранили первозданную сочность и яркость.

Лошади выглядят эффектно и динамично, написанные светлой и золотистой охрой с чёрной контурной обводкой и тонким рисунком, передающим не только отдельные детали, но и перспективу.

Красочное изображение быка. Исполнено с большим изяществом и мастерством. Фигура животного кажется объемной благодаря сочному тону краски.

Фрагмент росписи пещеры Альтамиры.

К числу самых совершенных художественных созданий в эпоху палеолита принадлежит живопись Ласко. Её изображения датируются примерно XVIII тыс. лет до н.э. Живопись Ласко считается классическим образцом пещерного искусства.
Лучшие памятники искусства эпохи мезолита (XII – V тыс. лет до н.э.) находятся в прибрежных горных районах Испании. Теперь в живописи преобладают многофигурные композиции. В них отразились изменения в жизни людей, связанные с глобальным потеплением. Появились новые промысловые животные, появились новые орудия труда и оружие (лук, стрелы). Если раньше в центре внимания безымянных художников были животные, то теперь они уступили место человеку. Теперь главным в живописи считалось действие. Помимо различных оттенков красной минеральной краски стали употреблять черную и реже белую, а в качестве связующего материала – яичный белок, кровь и отчасти мёд.
Наскальными изображениями начали украшать небольшие навесы и гроты. Появились сцены драматических эпизодов военных сражений, охоты. Мужчины изображаются чаще, чем женщины.
Общие масштабы композиций и количество фигур впечатляют: вплоть до сотен людей и десятков животных.

Мезолитический художник освободил фигуры от всего, по его мнению, второстепенного, поставив на первый план динамику. Изображены главные промысловые животные эпохи мезолита


Сцена охоты. Как видно, теперь в живописи появились и люди.

В эпоху неолита (5000 – 3000 гг. до н.э.) активно развивалось декоративно-прикладное искусство. Появлялись вазы, сосуды, корзины. Широкое распространение также получила скульптура. Керамические изделия щедро украшались орнаментом.
Появились украшения и новые орудия, в основном каменные.
Живопись этого периода начинает возвращаться к схематизации. Отдельные изображения, главным образом, олени, медведи, киты, тюлени с территории Норвегии – становились огромными, восьмиметровыми. Образы живой действительности заслонились художественными эталонами: разнообразными геометрическими фигурами (круги, ромбы, спирали и т.д.), оружием (топоры и кинжалы), средствами передвижения (лодки и корабли).

Петроглиф эпохи неолита


Глиняный сосуд эпохи неолита: один из образцов древней примитивной керамики.

К числу известнейших памятников древнего искусства относится знаменитый Стоунхендж (создан в эпоху неолита). Находится он на меловых холмах примерно в 13 км к северу от Солсбери на юге Великобритании и представляет собой комплекс каменных блоков, ограниченных земляным рвом. В наше время он сильно разрушен, но всё же не потерял своё величие.


Стоунхендж

Стоунхендж является одной из величайших загадок. До сих пор не разгадана тайна предназначения этого монумента. Ежегодно к нему съезжаются толпы людей. Этот прекраснейший памятник включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первобытное искусство играет огромную роль в мировой живописи. Благодаря ему мы можем узнать, как жили люди много тысяч лет назад, можем оценить художественное мастерство древних живописцев.
Пещеры с памятниками древней культуры бережно охраняются и неизменно привлекают множество туристов.

Сейчас перед археологами и историками древнего искусства стоят две важные задачи: найти еще не открытые шедевры древнейших мастеров и дать полное научное объяснение тех причин, которые породили это великолепное искусство

Добавлено (08.03.2012, 18:44)
---------------------------------------------
Скоро будет следующая статья

Добавлено (08.03.2012, 21:43)
---------------------------------------------
Следующая статья будет о шумерах



Бывшая Киса.

Моя пещера
История живописи/История театра
Помощь в регистрации
 
ЛедосветикДата: Четверг, 08.03.2012, 21:45 | Сообщение # 2
Ледяная кошка радостного светлого будущего
Группа: Участники Советов
Сообщений: 3052
Сильфида, интересно и познавательно

Ava Ç Лунный_Лучик *с ролевой*
Запись в книгу
Моя гостиная
Мой проект
Я на ролевой

Марка by Серебрянка

А ты умный кот?
 
СильфидаДата: Четверг, 08.03.2012, 22:04 | Сообщение # 3
Нежность солнечного света
Группа: Модераторы
Сообщений: 5566
Ледосветик, спасибо

Бывшая Киса.

Моя пещера
История живописи/История театра
Помощь в регистрации
 
СильфидаДата: Воскресенье, 11.03.2012, 00:04 | Сообщение # 4
Нежность солнечного света
Группа: Модераторы
Сообщений: 5566
Искусство шумеров


Шумеры – одна из самых загадочных древних цивилизаций. Они сделали много выдающихся открытий, в том числе и в живописи. Именно шумеры изобрели письменность, колесо, многие сельскохозяйственные орудия. Древние шумерские мастера не просто стремились изобразить внешний предмет, они пропускали его через свои эмоции. Шумеры придумали такой замечательный вид искусства, как мозаика. Мозаику делали из ляпис-лазури, ракушек, слоновой кости, приклеивая их смолой к глиняным и деревянным изделиям. Мозаичные панели украшали стены как жилых домов, так и храмов, а также мебель. Тематика мозаичных панелей была разнообразна – как военные, так и бытовые сцены. Большое распространение также получили вазы, украшенные кусочками цветной мозаики.

Фрагмент шумерской мозаики на полуколоннах Красного здания в Уруке

Несомненным сокровищем считаются декоративные панели "Штандарт войны и мира".


Панель с изображением войны


Панель с изображением мира
Обе панели выполнены из лазурита, на котором перламутровыми пластинками выложены сцены. Датируются они примерно серединой 3-го тысячелетия до н. э. и хранятся в Британском музее. Размеры панелей 21,59 на 49,53 см.


Арфа. Панель с перламутровой инкрустацией.
Животные наделены человеческими чертами. Светлые краски, умелая композиция и ритмичность придают панели изысканность и ювелирную точность.

Широко использовалась роспись по керамике. В изображении большую роль играют симметрия, цвет и форма. Для ранней шумерской керамики характерен геометризм и тонкое чувство формы. В изображении четко выдержан основной орнамент. Керамический рельеф впервые встречается на изделиях шумеров в III т. до нашей эры.

Многоцветная керамика, покрытая красной или черной росписью по абрикосово-розовому фону – необыкновенно красива.


Очаровательная ваза с узором в виде цветов


"Алебастровый сосуд Инанны". Сосуд делится на три регистра, передвигаясь по которым сверху вниз, можно прочитать целый «рассказ». Нижний регистр отображает место проведения обряда: условное изображение реки в виде волнистых линий, колосья растений и пальмы. Следующий регистр изображает шествие обнаженных молодых мужчин, несущих блюда с фруктами, чаши, сосуды, домашних животных, баранов и овец, предназначенных в жертву богам. Верхний регистр – это заключительная фаза действия, где процессию встречает жрица в образе богини Инанны в длинной одежде и жрец, длинный шлейф которого поддерживает специальный человек. На алтаре, к которому сложены дары, изображены символы богини Инанны.

Также большое распространение получила архитектура. В области архитектуры шумеры известны, главным образом, как активные храмостроители. Надо сказать, что в шумерском языке "дом" и "храм" называются одинаково, и для шумерского архитектора "построить храм" звучало так же, как "построить дом". Бог-хозяин города нуждался в жилище, соответствовавшем представлению людей о его не иссякающем могуществе, большой семье, воинской и трудовой доблести и богатстве. Поэтому строился большой храм на высокой платформе (в какой-то мере это могло защищать от разрушений, причиняемых наводнениями), к которой с двух сторон вели лестницы или пандусы. В ранней архитектуре святилище храма было сдвинуто к краю платформы и имело открытый внутренний дворик. В глубине святилища находилась статуя божества, которому посвящался храм. Из текстов известно, что сакральным центром храма был престол бога, который нужно было ремонтировать и всячески оберегать от разрушения. К сожалению, сами престолы не сохранились. До начала III тыс. до н.э. доступ во все части храма был свободным, но позднее в святилище и во дворик перестали впускать непосвященных.
В Уруке (это древний город шумеров) найдены развалины храмов. Большой интерес представляет сырцовая платформа от так называемого Белого храма.

Развалины Белого храма. Это здание было строгим, прямоугольным, лишенным украшений.

Очень интересен также и другой храм, открытый в Уруке, выполненный в совершенно ином духе. Его стены обработаны в виде полуколонн. Здание украшено пестрой мозаикой из разноцветных шляпок глиняных гвоздей, вставленных в сырцовую стену здания. Это – древнейший храм.

Достаточно точное представление о шумерской архитектуре также дают развалины храма в Эль-Обейде (2600 г. до н.э.), посвященного богине плодородия Нин-Хурсаг. В архитектуре храма были использованы колонны, украшенные перламутром и драгоценностями. Также в оформлении здания были использованы деревянные рельефы и скульптуры.

В конце III т. до нашей эры в Древнем Шумере появляется еще один тип храмовой постройки – зиккурат. Некоторые из них сохранились достаточно хорошо.


Храмовый комплекс, построенный царем Ур-Намму из III династии Ура. Прекрасно сохранившийся зиккурат. Монументальное трёхэтажное строение высотой более 20 м, напоминает усеченную пирамиду. Внутри зиккуратов было огромное количество комнат.

Вполне возможно, что храмы расписывались изнутри. Однако из-за влажного климата росписи не могли долго сохраняться. Зато сохранились рельефы. Рельефами украшались здания, они сооружались в честь какого-нибудь важного события.

Стелла Хаммурапи. Высокий рельеф украшал столб, на котором записаны законы. Царю вручаются символы власти.


Голова Инанны Урукской (богини любви и красоты, покровительницы Урука). Голова эта размером была немного меньше человеческой, плоско срезана сзади и имела отверстия для крепления на стену. Возможно, что фигура богини была изображена на плоскости внутри храма, а голова выступала в направлении молящегося, создавая эффект устрашения, вызванный выходом богини из своего изображения в мир людей.
Рассматривая голову Инанны, мы видим крупный нос, тонкий длинный рот, маленький подбородок и большие глазницы, в которых некогда помещались огромные глаза из драгоценных камней – символ всевидения, проницательности и мудрости. Мягко подчеркнуты носогубные линии, придающие всему облику богини выражение надменное и несколько мрачное.


Позднее рельефы стали вытачивать из мягкого камня, что придавало им особую ажурность и утонченность.

Рельеф, выточенный из мягкого камня и изображающий войну.

К началу III тыс. до н.э. резчики, совершенствуя свое искусство, размещают на малой плоскости печати довольно сложные композиции

Мы видим, помимо традиционных геометрических орнаментов, попытку рассказа об окружающей жизни, будь то избиение группы связанных обнаженных людей (возможно, пленных), или постройка храма, или изображение пастуха перед священным стадом богини. Кроме сцен повседневной жизни, встречаются изображения луны, звезд, солярные розетки и даже двухуровневые печати, в верхнем уровне которых помещены символы астральных божеств, а в нижнем - фигурки животных.


Победная стела Нарам-Сина (преемника Саргона Древнего).
Этому произведению присущи ясность композиции, ощущение торжества победы.



Ниневия

Также активно развивалась глиптика (цилиндрическая печать)

Тщательная композиция, хорошо переданные эмоции вызывают неизменное восхищение.

Цилиндрическая печать представляла собой цилиндр, вытачиваемый из обычного или полудрагоценного камня.
На поверхности цилиндра вырезался рисунок, а при прокатывании печати по мокрой глине на ней оставалась выпуклая зеркальная копия рисунка. Искусство резьбы на цилиндрических печатях, глиптика, постепенно совершенствовалось и со временем изображения на печатях становятся настоящими шедеврами миниатюрного изображения.


Однако самым распространенным видом искусства была скульптура. Первые скульптурные изображения шумеров были найдены во время археологических раскопок Джемдет-Насра на территории современного Ирака. Это небольшие статуэтки, изображающие странных диковинных существ, с вытянутыми головами и огромными глазами.
Исследователи до сих пор не определились с назначением этих статуэток, вряд ли они изображали реальных людей. Большинство ученых связывает их с культовыми обрядами воспроизводства и плодородия. К тому же времени относятся небольшие скульптуры животных, очень красочно и выразительно отображающие натуру.
Подлинный расцвет шумерский скульптуры начинается после разгрома Аккадского царства. До наших времен дошло множество хорошо сохранивших монументальных изображений правителя Лагаша Гудеа.

Скульптура сидящего человека, руки которого молитвенно сложены. На его коленях лежит архитектурный план здания. Смысл скульптурной композиции поясняют надписи, идущие по низу статуи. Гудеа, исполняя волю бога Лагаша Нингирсу, реконструирует главный храм города.
Скульптуры шумеров отличаются ясностью, пропорциональностью и одухотворенностью. Для шумерских мастеров передача внутреннего мира персонажа было важнее, чем форма.

Скульптурный портрет Лагаша Гудеа. Тонкая, изящная фигура с тщательно проработанными деталями.

Статуэтка Гудеа. Выполнена с большим мастерством и тонкостью.

Гудеа. Скупыми, но выразительными средствами передано достоинство и величие.

Голова Саргона Древнего (Аккадского). 23 в. до н.э.
Суровое и властное лицо. Скульптору удалось передать характер конкретного человека, нет схематизации.


Эбих-иль из г. Мари. Алебастр. Н – 19 см. начальник житниц г.Мари.
Глаза сделаны из лазурита. Полудетские черты лица придают фигуре особую выразительность


Крылатый бык Шеду из дворца Саргона II. 2 пол. 8 в. до н.э. Алебастр.
Величественная и фантастичная фигура. Такие быки возвышались у входа во дворец.


Также шумеры были выдающимися ювелирами.
Ювелирное искусство Шумера известно в основном по богатейшим материалам раскопок гробниц города Ура (I династия Ура, ок. XXVI в. до н.э.). Создавая декоративные венки, короны-повязки, ожерелья, браслеты, разнообразные заколки и подвески, мастера использовали комбинацию трех цветов: синего (лазурит), красного (сердолик) и желтого (золото). При выполнении своей задачи они достигли такой изысканности и тонкости форм, такого абсолютного выражения функционального назначения предмета и такой виртуозности в технических приемах, что эти изделия по праву могут быть отнесены к шедеврам ювелирного искусства.

Необыкновенно изящные и красивые украшения

Резонатор арфы из царской гробницы в Уре. Золото и лазурит.

Шумерское золотое украшение


Прелестное украшение с орнаментом в виде листьев

Шумеры подарили миру огромное количество великих открытий. При них человечество сделало гигантский шаг вперёд. И изобразительное искусство тоже достигло высокого уровня. К сожалению, сохранилось мало произведений шумерской культуры. Однако оставшиеся шедевры вызывают неподдельное восхищение.

Добавлено (11.03.2012, 00:04)
---------------------------------------------
Обычно почему-то в историях изобразительного искусства шумеров не упоминают




Сообщение отредактировал Сильфида - Среда, 21.03.2012, 16:53
 
СильфидаДата: Вторник, 20.03.2012, 22:51 | Сообщение # 5
Нежность солнечного света
Группа: Модераторы
Сообщений: 5566
Искусство Древнего Египта

История Древнего Египта насчитывает три тысячелетия – от III тыс. до н.э. до I тыс. до н.э. Традиционно в древнеегипетской истории выделяют три основных периода, которые получили название Древнее царство, Среднее царство и Новое царство.
Эти периоды – время объединения, высокого экономического подъема и расцвета культуры Древнего Египта.

Несмотря на глубокую древность этой культуры, до нашего времени дошло огромное количество памятников искусства: живопись, настенные росписи и рисунки, пирамиды и храмы, круглая скульптура и рельефы, предметы декоративно-прикладного искусства.
На характер искусства оказала влияние его глубокая связь с верой в загробную жизнь, с древнеегипетской религией и мифологией. Произведения искусства выражали смысл высшей жизни, и поэтому правила, которыми пользовались для их создания, стали восприниматься, как священные и неизменные.

Важнейшая черта древнеегипетского искусства – это следование традициям в течение нескольких тысячелетий. Основой древнеегипетского изобразительного искусства и письменности была пиктография (рисуночное письмо). Отделение искусства от письменности не привело к потере связи между ними. В письменности использовались рисунки. Почти в каждом произведении объединялись изображения и надпись. Такой союз применялся для того, чтобы закрепить и сохранить в знаке жизнь. Особую ценность имеют настенные рельефы.
Плита Нармера
Это один из самых древних египетских рельефов. В нём наиболее ярко заметны черты будущего египетского искусства – особенное построение и крупные размеры фигуры фараона, деление на регистры, связь изображения и письменности. Он был создан в честь победы Южного Египта над Северным.
Царь в короне Верхнего Египта замахнулся булавой, собираясь ударить пленного северянина. Над ним бог Гор в виде сокола держит верёвку, протянутую через нос головы, выглядывающую из иероглифа земли-болота, заросшего папирусом.


В Древнем царстве большое распространение получили раскрашенные рельефы. Росписи чаще использовали в Среднем и Новом царстве. Рельефы и росписи подчинялись одним канонам. Каждый сюжет вплетался в другие.
В Древнем Египте встречаются три вида рельефа: выпуклый, вогнутый и резной.
Техника рельефа включала в себя три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборка рельефа и окончательная раскраска.

При выполнении рельефов использовался традиционный приём плоскостного
расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя
часть туловища – в трёхчетвертном развороте. Скульпторы пытались таким
образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее
выигрышные точки обзора.

Рельефы развёртывались один над другим; каждый представлял
собой повествовательный ряд. Фигуры располагались вереницами - в
схожих позах, с одинаковыми жестами; на светлом фоне чётко выделялись
кирпично-красные тела мужчин и жёлтые - женщин. Изображались сельские
работы, труд ремесленников, охота, рыбная лов ля, процессии носителей
даров, погребальные шествия, загробные пиршества, строительство лодок,
игры детей и многие другие сцены.





Фрагменты рельефа об экспедиции в Пунт
Среди рельефов особое место занимает рассказ о морской экспедиции в страну Тропической Африки Пунт.
Повествование начинается со снаряжения египетских кораблей и беседы матросов. Затем показывается прибытие в Пунт, встреча царицы с владыкой этой страны, его тучной женой и детьми, вельможами (в описании пунтян заметен явный гротеск).
Здесь же изображаются свайные постройки жителей Тропической Африки. На корабли погружают выкопанные с корнями деревья, источающие мирру, мешки с благовониями, слоновую кость, обезьян.

Сам по себе египетский рельеф – явление уникальное, само по себе
требующее отдельного углубленного изучения. Египтяне всегда глубоко
чувствовали возможности материалов и техник, в которых работали.




Рельефы на дереве из гробницы зодчего Хесира. Этим рельефам свойственна высокая техника, торжественная монументальность, целостность изображения.

Архитектура.

Архитектуре Древнего Египта было свойственна монументальность, значительность.
Именно в период Древнего царства складывается самый известный египетский тип гробницы – пирамида.
Перед древнеегипетскими зодчими стояла задача произвести впечатление подавляющей мощи и силы власти фараона. С этой целью для увеличения надземной части гробницы была изобретена форма пирамиды.

В эпоху Древнего Египта жил и творил великий ученый, врач и архитектор Имхоте́п ((2630—2611 до н. э.). Считается, что именно он изобрел пирамидальную форму архитектуры. Помимо архитектурных произведений, он основал египетскую медицину.


Ступенчатая пирамида Джосера в Саккара. Древнее царство, середина 27 в. до н.э. Зодчий Имхотеп. Скорее всего, замысел архитектора был поставить несколько мастаб уменьшающегося размера друг на друга.

Пирамида Снофру в Медуме. 27 в. до н.э. Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила.


Ансамбль пирамид в Гизе.
Три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Сложены из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны, которые держаться силой собственной тяжести.
Ансамбль включает в себя малые пирамиды цариц и заупокойные храмы, примыкавшие к пирамиде с восточной стороны.

Рядом с нижним заупокойным храмом нередко помещали сфинкса.
Сфинкс – лежащий лев с человеческим лицом. Он воплощал сверхчеловеческую сущность фараона.


У нижнего заупокойного храма Хефрена помещён Большой Сфинкс. Считается, что он имеет портретное изображение фараона. Высечен из монолитной известковой скалы. У статуи отсутствует нос, повреждение шириной в один метр.
Версии: эту деталь статуи отшибло пушечным ядром во время битвы Наполеона с турками (1798); на ложность этого мнения указывают рисунки датского путешественника, видевшего безносого сфинкса уже в 1737 г. – в других версиях легенды место Наполеона занимают англичане или мамелюки.

В Петербурге также есть сфинксы. Они расположены на Университетской набережной и неподалеку от Царского села. Сфинксам на Университетской набережной около 3,5 тыс. лет. Они высечены из сиенита. В Россию сфинксы прибыли в 1832 году.

Сфинксы.
Создал их великий фараон-строитель Аменхотеп III (1388 — 1353/1351 до н.э.).




Обелиски - «Каменные иглы». Обелиск с египетскими письменами. Необыкновенно светлое, чистое и возвышенное произведение.

И позже, в эпоху Среднего и Нового царства, архитектура достигла подъема
Храм Рамзеса.
Статуи фараона у входа в храм поражают своими размерами – 20 м в высоту. Храм посвящен фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху.



Луксор. Аллея сфинксов и пилоны. У северного входа Луксорского храма — четыре колосса и два обелиска, из которых один перевезен в 1830-е гг. в Париж, на площадь Согласия.
Храм в Луксоре
Несколько меньше Карнака, но гармоничность и ясность скрашивают «чрезмерности». Посвящен также богу солнца Амону-Ра. Расположен на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.
С Карнаком он был соединен мощёной аллеей сфинксов.
Древнейшая часть — основана при Аменхотепе III. Рамсес Великий пристроил северный перистиль и пилон.


Луксор. Колонный зал Аменхотепа III в тёмное время суток


Луксор. Аллея сфинксов и пилоны ночью

Живопись получила широкое развитие в период Среднего и Нового царства. Новое царство – вторая половина II тыс. до н.э. Столицей Египта в этот период был город Фивы. Настенные рельефы и росписи чаще украшали гробницы и храмы. На рельефах и в росписях очень часто встречаются сцены сельского труда, работы ремесленников, рыбной ловли и охоты, быта вельмож. Сюжеты росписей в храмах были тесно связаны с религиозным культом и почитанием фараона.
Во дворцах фараонов чаще изображалась природа: сады, пруды, растения и животные.

Элемент росписи пола во дворце Эхнатона (XVIII династия). Умиротворяющий и поэтичный пейзаж.

Обычно для росписи применяли яркие краски. Цвет, хоть и не сильно отличающийся от естественного, скорее носил условный характер (вода писалась однотонной голубой краской, листья и трава – ярко-зеленой, мужское тело – коричневой, женское – светло-желтой). Цвет понимался как отражение истинной природы вещей, их души, а не внешнего облика.
Очень интересно символическое значение каждого цвета.
Проявление творческой силы Бога в мире земном отражал зелёный цвет.
Зелёный цвет в Древнем Египте олицетворял доброту, жизнь и надежду, это цвет самой природы, пробуждающейся весной. Колонны в виде папируса поддерживали своды храмов, где каждый день ритуально повторялся акт созидания. С зеленым цветом лица изображались боги-творцы — Птах, созидающий с каждым ударом своего сердца, Хнум, ваятель людей и богов, Тот, творящий силой слова. Осирис, возродившийся после смерти и дарующий Душе человека вечную жизнь, тоже имеет зеленый цвет кожи.
Белый символизировал чистоту и святость. Недаром в белых одеждах изображались души людей, чистых настолько, чтобы пропускать через себя Духовный Свет и готовых к встрече с Божественным. Белый не только обозначает чистоту, но и дарует очищение всему, с чем соприкасается. Особый ритуальный смысл имел белый цвет для жречества.
Черный цвет считался символом тайны, которая находится за пределами нашего восприятия. Этот цвет в Египте не был противоположностью белому, как это привыкли воспринимать мы. Изображения Мина, бога плодородия земель, согласно древнему ритуалу, окрашивали в черный цвет. Черный символизировал скрытое, непроявленное, содержащее семена новой жизни, как земля весной до положенного срока прячет молодые ростки.
Красный цвет сложен и многогранен, ему придавались разные значения. С одной стороны — жизненная энергия, сила и радость, с другой — разрушение, опасность. Красный — цвет крови, наполняющей жизнью все существа; он символизирует энергию, постоянно возобновляющуюся, неиссякаемую.
Красным изображалось солнце – зримое воплощение бога Ра. С символикой красного цвета связана также богиня материнства и женственности Исида. Ее одежды рисовались темно-бордовым цветом. Красный цвет — это огонь. Огонь может согревать и давать жизнь, а может быть беспощадным, уничтожающим все на своем пути. Красный — символ борьбы, жизненной силы. Красный цвет может представляться противоположностью зеленому: это созидание и разрушение, добро и зло. Но на самом деле эти два цвета дополняют друг друга, как день и ночь, жизнь и смерть являются двумя сторонами единой Жизни. Их гармоничное звучание вместе говорило о всеобщем порядке, справедливом и благом.

Жёлтый (золотой) цвет ассоциировался со светом, сиянием звёзд. Золото благодаря своей неизменности стало символом вечного. Из золота изготовлялись маски для мумий, чтобы душа могла получить новую, нетленную плоть и существовать вечно. Желтыми всегда изображались тела богов.
«Золотой богиней» называли египтяне Хатхор — богиню любви и гармонии.

Любимейший цвет в Древнем Египте – синий. Синий — цвет небес, космического пространства, предвечного океана Нуна. Лазурит — синий с золотыми крапинками драгоценный камень — ассоциировался с небом, наполненным звездами. Небесный свод египтяне представляли в образе богини Нут. Нут — владычица небесных светил, путешествующих по ее телу. Каждое утро она рождает молодое солнце и проглатывает звезды, на закате же она проглатывает солнце, и вновь являются миру звезды. Нут изображалась в виде темно-синей женской фигуры, покрытой золотыми звездами. Она склоняется над землей, ее руки касаются западного горизонта, как будто зовут души вернуться на свою небесную родину: «Даю тебе силу, чтобы ты мог улететь, чтобы мог подняться к небу и стать сияющей звездой на Востоке» (Тексты пирамид).
Очень часто потолки храмов и гробниц синего цвета и расписаны звездами — как напоминание душе о ее небесном происхождении, о Бесконечной Вселенной, с которой она должна слиться: «Я войду в светящееся пространство, и полечу мимо Духа хранителя Земли, и буду подниматься по пути света, ведущему вверх, и доберусь до своей Звезды» (Тексты саркофагов).
Синий — символ глубоких воспоминаний, символ Вечности, символ традиции. Синими всегда изображались парики богов. Синие парики надевались на фараона и царицу во время церемоний как указание на их божественное происхождение.
Синий цвет посвящен также богу Амону — «Скрытому», неведомому. Амон вдыхает жизнь во все существующее, он «душа всех вещей», он подобен свежему дуновению воздуха, глотку прохладной воды. Амон всегда с теми, кто «помещает его в свое сердце». Синий небесно-голубого оттенка — цвет божественного начала, пронизывающего весь Мир.
С голубым цветом ассоциируются воздух и вода. В египетской мифологии это два первичных элемента, благодаря которым рождается жизнь. В росписях гробниц часто можно встретить изображение человека, пьющего из источника, или струи воды, ниспадающие с небес. Вода освобождает душу от оцепенения, очищает ее и дает ей новое рождение. Голубой цвет — символ небесного благословения, причастия.
Один из любимейших цветов древних египтян — бирюзовый, удивительный цвет, сочетающий в себе качества небесно-голубого и зеленого.
Так что древнеегипетская живопись, где каждый цвет имеет свое значение, кажется ещё необыкновенней и чудесней.



Похоронная процессия

Исида, богиня женственности и материнства

Исида

Удод

Роспись с изображением гусей. Фрагмент росписи в Медуме. Первая половина 3-го тыс. до н.э. Один из самых реалистических примеров древнеегипетской живописи. Сверкающие яркие краски остались свежими до сих пор. Прекрасно прописаны фигуры птиц.


Изображение собаки

Изящность и творческие фантазии в живописи подготовили её к подъему на более высокую ступень. Реформа в искусстве произошла в период правления Эхнатона.
Эпоха правления Эхнатона (XIV в. до н.э.) – время, когда был отменен культ прежних богов и установлен культ единого бога Атона.
Дворец фараона был украшен чудесными росписями, изображающими природу и сцены дворцового быта. Один из самых известных фрагментов росписи с изображением уток и растений представлен выше.

Ещё один фрагмент росписи во дворце Эхнатона. Сияющие краски передают радостное настроение
При Эхнатоне впервые в живописи появились сцены жизни фараона в кругу семьи. Все персонажи запечатлены в естественных и непринужденных позах, подчеркивающих теплоту и взаимопонимание членов семьи фараона.
После смерти Эхнатона, во время правления Тутанхамона, восторжествовал старый культ. Однако утонченный художественный стиль продолжает преобладать в искусстве.
Дочери Эхнатона

Активно развивалась также и скульптура. Древнеегипетские скульптуры чаще всего торжественны и изящны.
Статуэтка фараона Аменемхета III (19 век до нашей эры). Эрмитаж. Санкт-Петербург

При Эхнатоне жил замечательный скульптор Тутмос Младший. Жил он в середине XIV в. до н. э.
Его работы впервые обнаружили немецкие археологи в 1912 году.
Тутмос часто создавал скульптурные портреты Эхнатона, его жены Нефертити и детей.

Бюст царицы Нефертити. Известняк. Новый музей, Берлин
Уникальное произведение искусства. Сочетание прекрасных цветов подчеркивает красоту царицы, а тщательная проработка всех деталей скульптуры придают ей утонченность.


Вид бюста в музее.

Творчество Тутмоса Младшего отличалось от традиционных канонов. Его работам свойственны изысканная красота, одухотворенность, свобода, тонкость.

Также было много других замечательных скульпторов, имена которых, к сожалению, нам неизвестны.

Скульптурный портрет фараона Хефрена. Фигура построена строго и симметрично.


Писец Каи. Из его гробницы в Саккара. Известняк с раскраской, инкрустация глаз. 25 – 1 пол. 24 в. до н.э. Н - всего 53 см. Тело тонировано в традиционный для мужских фигур «цвет загара». Изображен без парика. Пристальный, внимательный взгляд, готов записывать..

Статуэтка священной кошки – воплощения Бастет. (Баст)
Бронза. XXVI династия.

В Египте очень уважали и любили кошек.

Древнеегипетская статуэтка кошки. Лувр

Статуи царевича Рахотепа и Нофрет. 27 век до н. э. Древнее царство. Каирский музей.
Торжественно восседают перед нами знатные супруги. По канону мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, женская — в желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми.


Высокого расцвета достигло декоративно-прикладное, а также ювелирное искусство. В нём объединились религиозные сюжеты, а также личные эмоции мастеров.

Статуэтка священного быка. VII в. до н.э. Бронза. Высота 14,1 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Сундук для драгоценностей фараона Аменхотепа III. Египетский музей, Каир. Ящики для драгоценностей были сделаны из дерева с инкрустацией голубой ляпис-лазурью, окрашенные глазурью. Дерево было позолоченным; иногда наклеивалась тонкая золотая пленка. Кроме иероглифов и картушей изображение показывает символ "анх", петлю жизни, украшающую нижний бордюр.

Египетский фаянс. XXII династия. Высота 14,6 см.
Кубок сделан в виде синего лотоса. Этот мотив проходит через все эпохи египетского искусства. Водяная лилия ценилась не только за её красоту и аромат, но и потому, что она каждое утро открывает свои лепестки солнцу. Лотос стал символом созидания и возрождения. Этот кубок сделан из египетского фаянса. Он подражает стройной форме цветка и украшен сценами, изображающими болота (место обитания этого растения). Такие кубки делали для ритуала подношения и помещались в гробницы.



Стул Ренисенеба. Музей Искусств Метрополитен, Нью-Йорк.
Черное дерево, слоновая кость. Около 1450г. до н.э. Высота 86,2 см.

Стул принадлежал писцу Ренисенебу. Спинка этого деревянного стула красиво отделана слоновой костью и гравировками. Это самый ранний из подобных, дошедших до нас стульев и единственный стул, не принадлежащий царской семье. Стул сделан очень качественно, его параметры свидетельствуют о хороших навыках древнеегипетских плотников.

Сохранилось огромное количество древнеегипетских ювелирных изделий. Они восхищают необыкновенной изящностью и красотой.

Золотой амулет, Британский музей. XVIII династия. Золото. Длина: 27,3 см.
Одна из трёх нитей (средняя) золотого ожерелья-амулета. Вокруг - ящерицы из золота, в центре – инкрустированный ляписом кулон. Ящерицы, имея способность к регенерации, символизировали способность к возрождению.



Диадема. Британский музей. Малахит, бирюза, золото. Около 3250г. до н.э. Длина 33,6 см.


Золотой сокол. Британский музей. Золото, цветное стекло. Около 600г. до н.э. Ширина: 14,8см.
Это золотой нагрудник в виде парящего сокола. Носили на груди или клали на грудь умершему. Двадцать шесть таких соколов были найдены в могиле Тутанхамона. Такие соколы встречались ещё в период Древнего царства. Сокол был связан с богом солнца Ра. Этот нагрудник - символ вечности, силы и защиты. Украшался полудрагоценными камнями или цветным стеклом.



Золотая серьга. Британский музей. Золото. 1475-1180г. до н.э. Диаметр: 4,37см. Вес: 1,3 г.


Нагрудное украшение Сенусерта II. Музей Искусств Метрополитен, Нью-Йорк. Золото, сердолик, гранат, полевой шпат, бирюза. XII династия. Кулон 8,2 см.

Из могилы принцессы Сит-Хатор-Юнета (вероятно дочь Сенусерта II). Кулон инкрустирован 372-мя тщательно вырезанными частями полудрагоценных камней. Геральдический знак переполнен символами. По бокам расположены два иероглифа "Анх" и "Кобра".



Пара ребристых серёжек. Национальный музей, Лейден. Золото. XVIII династия. Около 1375г. до н.э.
Серьги становятся популярными среди египтян во времена XVIII династии, хотя они были известны ещё при V династии. Очень часто такие ребристые серьги инкрустировали полудрагоценными камнями или цветным стеклом.


Искусство Египта внесло огромный вклад в мировую культуру. Вызывают восхищение шедевры, созданные в то далёкое время. Древнеегипетская культура прекрасно отразила быт и нравы людей своего времени.

Добавлено (20.03.2012, 22:51)
---------------------------------------------
Скоро я напишу следующую статью




Сообщение отредактировал Сильфида - Пятница, 23.03.2012, 20:33
 
КувшинкаДата: Пятница, 23.03.2012, 19:53 | Сообщение # 6
Участник Советов. Писатель, фотограф
Группа: Участники Советов
Сообщений: 1183
Quote (Сильфида)
В Петербурге также есть сфинксы.

И не только на Университетской набережной. Еще недалеко от Царского Села, по дороге в Александрийский сад, есть парочка. Сама видела=)


 
СильфидаДата: Пятница, 23.03.2012, 20:34 | Сообщение # 7
Нежность солнечного света
Группа: Модераторы
Сообщений: 5566
Сумрачная_Луна, окей, добавлю

Добавлено (23.03.2012, 20:34)
---------------------------------------------
Про сфинксов около Царского села добавила

Quote (Сильфида)
Они расположены на Университетской набережной и неподалеку от Царского села.


Бывшая Киса.

Моя пещера
История живописи/История театра
Помощь в регистрации
 
КувшинкаДата: Суббота, 24.03.2012, 08:33 | Сообщение # 8
Участник Советов. Писатель, фотограф
Группа: Участники Советов
Сообщений: 1183
Quote (Сильфида)
Сумрачная_Луна, окей, добавлю

Quote (Сильфида)
Про сфинксов около Царского села добавила

Молодец=)))
Ты в Питере была когда-нибудь?


 
СильфидаДата: Суббота, 24.03.2012, 15:57 | Сообщение # 9
Нежность солнечного света
Группа: Модераторы
Сообщений: 5566
Сумрачная_Луна, к сожалению, нет. Но хотелось бы побывать в Питере.

Бывшая Киса.

Моя пещера
История живописи/История театра
Помощь в регистрации
 
КувшинкаДата: Суббота, 24.03.2012, 20:16 | Сообщение # 10
Участник Советов. Писатель, фотограф
Группа: Участники Советов
Сообщений: 1183
Quote (Сильфида)
Сумрачная_Луна, к сожалению, нет. Но хотелось бы побывать в Питере.

Настоятельно советую посетить этот город. Я там была только три дня, но влюбилась в грод по самую макушку. Silver Silver Silver
Летом планирую еще раз съездить=)


 
СильфидаДата: Суббота, 24.03.2012, 20:22 | Сообщение # 11
Нежность солнечного света
Группа: Модераторы
Сообщений: 5566
Сумрачная_Луна,
Quote (Сумрачная_Луна)
Настоятельно советую посетить этот город.

Я бы хотела там в Эрмитаже побывать, в Летнем саду, в Петергофе, в Мариинке...
А как думаешь - дальше мне статьи надо составлять?


Бывшая Киса.

Моя пещера
История живописи/История театра
Помощь в регистрации
 
КувшинкаДата: Суббота, 24.03.2012, 20:31 | Сообщение # 12
Участник Советов. Писатель, фотограф
Группа: Участники Советов
Сообщений: 1183
Quote (Сильфида)

Я бы хотела там в Эрмитаже побывать, в Летнем саду, в Петергофе, в Мариинке...
А как думаешь - дальше мне статьи надо составлять?

О, Петергоф, мечта поэта! Самое незабываемое....
А статьи... Обязательно!


 
СильфидаДата: Суббота, 24.03.2012, 20:37 | Сообщение # 13
Нежность солнечного света
Группа: Модераторы
Сообщений: 5566
Quote (Сумрачная_Луна)
А статьи... Обязательно!

Спасибо
Quote (Сумрачная_Луна)
О, Петергоф, мечта поэта! Самое незабываемое....

Там столько фонтанов...


Бывшая Киса.

Моя пещера
История живописи/История театра
Помощь в регистрации
 
ГравитацияДата: Суббота, 24.03.2012, 22:11 | Сообщение # 14
ЭП20 forever
Группа: Пользователи
Сообщений: 1669
Ты такая молодец, что создала эту тему! Интересно и познавательно. Эх, жаль пора уходить. Хотела почитать. Но ничего завтра почитаю)) Ты просто умница, очень полезная тема))) Мне очень понравилось)))

Дом, милый дом..
- Фото Галерея –

Аватар by Maria M
 
СильфидаДата: Суббота, 24.03.2012, 22:12 | Сообщение # 15
Нежность солнечного света
Группа: Модераторы
Сообщений: 5566
Гравитация, спасибо огромное! Silver Я очень рада, что тебе понравилась эта тема

Бывшая Киса.

Моя пещера
История живописи/История театра
Помощь в регистрации


Сообщение отредактировал Сильфида - Суббота, 24.03.2012, 22:13
 
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск:

Яндекс.Метрика

Коты-Воители, Знамение Звезд, Эрин Хантер, Остров Советов, Красная Звезда, Перламутровая, форум, творчество, общение, КВ ЗЗ
Шапка © Прометей
Copyright Красная Звезда© 2009-2024
Вверх Вниз
Конструктор сайтов - uCoz